USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Коровье счастье — на пользу потребителю и экономике

Светлана ФРОЛОВА
В коровниках предприятия содержатся 600 голов телок «в лактации» — они, собственно, и дают молоко. Фото: Андрей Заржецкий
В коровниках предприятия содержатся 600 голов телок «в лактации» — они, собственно, и дают молоко. Фото: Андрей Заржецкий

Более 1,5 миллиарда рублей доведено до производителей молочной продукции региона в 2024 году

Пока министерство сельского хозяйства Новосибирской области принимает меры, направленные на стабилизацию цен на масло, новосибирские производители и переработчики делают все возможное, чтобы коровы давали больше молока.

Вместе с заместителем председателя правительства — министром сельского хозяйства региона Андреем Шинделовым едем в долгожданную поездку: в «полях» разузнать, что и как у нас сегодня с молочно-сливочным вопросом. Конечный пункт путешествия — село Красноглинное, где располагается высокотехнологичная ферма.

Терапевтическая «карусель»

В доильном цехе Толмачевского молзавода медленно крутится «карусель» с буренками. Даже журналистов с камерами сюда пускают по одному — все для того, чтобы животные не беспокоились. Если переволнуются, надои упадут.

048-10-03_M.jpg

Живут здесь телки как у Христа за пазухой: на ферме есть даже «профилакторий» — такой ангар для телят, которые попадают сюда почти сразу после рождения и находятся здесь около двух месяцев. Фото: Андрей Заржецкий

На предприятии содержатся животные элитных европейских пород, завезли их в 2018 году из Германии. Высокорентабельные особи дают надои по 35 килограммов в сутки.

— Постоянно повышаем генетический потенциал, — говорит генеральный директор хозяйства «Толмачевское» Владимир Щукин. — Работаем с американскими и канадскими быками, топовыми. Кроме того, коровники оборудованы системой орошения, в жаркий период создается определенный микроклимат, система вентиляции — горизонтальная, вертикальная, кормораздача буквально по минутам расписана, на ферме все компьютеризировано. Утром зоотехник по кормам приходит, выводит в компьютере нужную программу, отдает ее механизатору, тот согласно этой программе начинает кормление животных, и каждая группа кормится соответственно своему рациону. Когда коровы приходят с дое­ния, корм у них уже должен быть на площадке.

Чтоб доились и телились

В «профилакториях» телят тоже кормят специальными кормами, делают прививки. Телочки — справа, бычки — слева. Марина Шустова, начальник цеха воспроизводства, пришла работать сюда еще студенткой, ездит на ферму из города Оби. Девушка — продолжатель династии: в семье есть осеменаторы, ветеринары.

048-10-08_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Главное — индивидуальный подход. Важно видеть, как питается теленок, какое у него сегодня настроение. Ведь поскольку телята маленькие, можно сразу не понять — спит он или ему действительно плохо, — делится почти сокровенным Марина Шустова. — Здесь установлены автоматические датчики температуры, поддерживается нужная. Если температура падает ниже нуля, включается автоматическая газовая пушка и до десяти градусов поднимает. Меня устраивает работа — коллектив очень хороший, зарплата достойная, и здорово, что здесь новые технологии.

На ферме почти все автоматизировано, даже навоз перерабатывается с помощью системы навозоудаления «флеш-флюм» и направляется на поля, чтобы удобрить будущие корма для скота — на предприятии есть свой завод по производству рапсового жмыха, так что теперь и корм покупать не надо.

048-10-06_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Раньше мы покупали и удои были меньше, — говорит Владимир Щукин. — Теперь прибавили пять литров на корову. Еще одно ноу-хау: научились выращивать кукурузу на зерно. Закладываем, консервируем ее, ввели в рацион.

Из коровников молоко идет на переработку, то есть на завод. Как рассказывает Денис Рудаков, генеральный директор завода по переработке молока, предприятие может перерабатывать до сорока тонн сырья в сутки.

048-10-09_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Пока мы перерабатываем 7,5 тонны сырого молока, но можем и больше, был бы запрос от покупателя, — говорит Денис Рудаков.

Толмачевский молочный завод существует с 1932 года. В 2016 году предприятие, которое буквально находилось в состоянии предбанкротства, решили реконструировать. Как шла реконструкция, «Советская Сибирь» наблюдала собственными глазами — мы были на предприятии пять лет назад, 8 октября 2019 года, когда главе региона продемонстрировали возможности нового модернизированного молочного комплекса, и видели, как возникали новые коровники, устанавливалось современное оборудование.

048-10-05_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Предприя­тию в этом году была оказана господдержка — финансовое обес­печение части затрат на поддержку переработки сырого молока крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию, — отметил Андрей Шинделов. — А молочная ферма производителя получила финансовое обеспечение части затрат на поддержку производства молока.

От поля до прилавка

Правительство Новосибирской области уделяет большое внимание поддержке молочной отрасли — кстати, сейчас в регионе 77 предприятий занимаются переработкой молока и порядка 216 содержат молочный скот и производят сырое молоко. В 2023 году в регионе по этому направлению был расширен набор мер государственной поддержки. А с начала текущего года доведено до производителей уже более 1,5 миллиарда руб­лей.

048-10-02_M.jpg

За заводами такого типа будущее, потому что здесь выстраи­вается полная технологическая цепочка — от поля до прилавка, где полностью соблюдаются технологические режимы, экологические нормы. Фото: Андрей Заржецкий

Производство же на заводе в Толмачёво запустили весной 2024 года.

— Этот завод построен по инвестпроекту, который стартовал в 2022 году, — рассказал глава регионального минсельхоза. — За два года он был построен с нуля до полного выхода на технологическую линию при поддержке правительства Новосибирской области. Вы знаете, что ряд подобных инвестпроектов у нас заложены, уже реализуются. И если говорить о самом мощном, то это, конечно, перерабатываю­щий завод в Маслянинском районе на 1150 тонн молока в сутки. Там будет производиться весь спектр кисломолочной продукции, а также сыры. Сейчас завод находится в высокой степени готовности, там уже закрыт периметр, подведены основные коммуникационные инженерные сети, закуплено технологическое оборудование — все идет согласно плану.

048-10-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Как уточнил Андрей Шинделов, в прошлом году в регио­не для производителей молока был расширен набор мер гос­поддержки. Введено возмещение части затрат на обеспечение прироста объема переработанного в пищевую продукцию сырого молока крупного рогатого скота, коз и овец; возмещение части затрат на прирост реализованного молока, а также части затрат на приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для отдельных видов молочной продукции.

Помимо этого, предприятия животноводческой отрасли могут воспользоваться господдержкой на финансовое обеспечение части затрат на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных, возместить часть затрат на приобретение племенного скота, семени, азота, минеральных удоб­рений и средств защиты растений для укрепления кормовой базы, проведение диагностических исследований на лейкоз КРС, на доставку приобретенных грубых, сочных и концентрированных кормов, технических средств и оборудования для сельхозпроизводств. Многие из перечисленных мер поддержки были введены в региональное законодательство в последние два-три года.

048-10-07_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Рост валового производства молока в регионе несколько последних лет происходит за счет повышения продуктивности дойного стада, — подчеркнул Андрей Шинделов. —Факторы роста молочной продуктивности общеизвестны, и наши производители стараются использовать все доступные возможности: оптимизировать питание, внед­рять эффективные технологии, улучшать генетику. Селекционная работа у нас совершенствуется — сейчас в регионе порядка 15 племенных предприятий. Кроме того — и мы уже работаем над этим с селекционными центрами, — мы хотим внедрить систему генотипирования дойного стада: выбирать самых лучших по признакам, показателям, которые уже будут вводиться в поголовье Новосибирской области.

Напомним, что сегодня наш регион по производству и реа­лизации молока входит в десятку лучших и занимает шестое место по России.

А что с маслом?
Андрей Шинделов, заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр сельского хозяйства:
— Цена, которую мы видим на полках магазинов, зависит не только от сельхозтоваропроизводителей, не только от переработки, но и от транспортных и логистических компаний, магазинов. Сейчас мы прорабатываем соглашение по сдерживанию цен, в ближайшее время к нему присоединятся все основные маслокомбинаты, чтобы цена не росла. Важно, чтобы не только сельхозтоваропроизводители сдерживали цены, но и все сопутствующие смежные предприятия подошли к решению вопроса гуманно и рационально.