Когда деньги важнее общественного мнения
Министерство информационных технологий и связи РФ считает необоснованным введение с 1 августа крупнейшими сотовыми операторами платы за соединение. Это противоречит не только закону, но и здравому смыслу. Далеко не каждое телефонное соединение бывает успешным, тем более когда речь идет о радиосвязи, но даже при обрыве связи абоненты сотовых компаний будут вынуждены платить. Правомерность действий сотовых компаний вызвала сомнение не только у профильного министерства, но и у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор).
Прогрессивное новшество в системе оплаты услуг связи по принципу «платит тот, кто звонит» (Calling Party Pays, CPP), введенное в России с 1 июля, было использовано ведущей тройкой сотовых операторов — МТС, «Билайн» и «Мегафон» — как повод для повышения цен на свои услуги. Причем это выразилось не только в новых тарифных планах. Сотовые компании пересмотрели условия обслуживания своих абонентов и по старым тарифам. Если бы операторы ограничились лишь отменой бонусов, а не занялись основательной корректировкой действующих тарифов, это бы не вызывало столько вопросов у регулятора к новой тарифной политике сотовых компаний.
В последних числах июля Мининформсвязи направило запрос в Россвязьнадзор о правомерности введения сотовыми компаниями дополнительной платы за соединение. Как пояснил руководитель пресс-службы министерства Александр Паршуков, в Законе «О связи» нет такой услуги, как соединение, есть услуга телефонной связи. Если надзорный орган согласится с этим доводом, дополнительная плата за услугу соединения должна быть отменена.
Кроме того, у регулятора вызвала подозрение редкая согласованность тройки лидеров при введении дополнительной платы за соединение. И МТС, и «Мегафон» чуть ли не в один день заявили о введении такой платы с 1 августа. Хотя доказать факт сговора в этой ситуации наверно сложно. Кстати, то же самое планировал и «Билайн», но в последний момент передумал и предпринял более гибкий маневр — увеличил плату за первую минуту разговора, чтобы избежать претензий регулятора за введение дополнительной платы за услугу соединения и одновременно обеспечить себе стабильный доход. Ведь статистика показывает, что продолжительность большей части разговоров по мобильному телефону укладывается как раз в одну минуту.
Как отметил президент «Ассоциации-800» Юрий Домбровский, «своими действиями лидеры рынка сотовой связи ущемляют более мелких операторов, препятствуя развитию свободной конкуренции. Это идет вразрез с российским законодательством». Насколько случайна согласованность действий лидеров рынка и насколько «вынужденные» предпринимаемые ими меры по изменению тарифов, можно только предполагать, факт сговора доказать весьма сложно, отмечает он.
Тем не менее подозрение о сговоре крупнейших игроков сотового рынка возникло и у антимонопольных органов. ФАС направила им запросы, чтобы выяснить, были ли действия операторов заранее спланированными.
В отличие от крупнейших компаний более мелкие операторы не стали предпринимать столь кардинальных мер. Поволжский СМАРТС, например, считает, что плата за звонки с мобильного телефона может взиматься или фиксированно за каждый звонок, или по времени разговора, как это принято во всем мире, где применяется CPP Мининформсвязи также не видит оснований для основательной корректировки тарифов сотовых компаний и значительного повышения стоимости услуг исходящей связи с введением CPP.