USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Особенности женской национальной компании

Вопросы задавала Лариса РАКИТЯНСКАЯ.



Как будто, расписывая ее чисто женские достоинства, журналист ее оправдывает и просит у публики прощения за ее маленькие, незаметные и, в сущности, такие простительные грешки — успешность и умение делать деньги.

Даже не упоминая известную фразу Вирджинии Вульф, — «Для нашего большого мира два пола, два взгляда, две точки зрения на мир — совсем не много», — любому здравомыслящему человеку понятно, что возможность сравнения разных способов управления и подходов к жизни позволяет сделать в результате наилучший выбор. Причем не только отдельно взятому руководителю, но и обществу в целом.

Разговор с Евгенией Михайловной Зубриловой, президентом Группы «Парфюм» — компании национального масштаба с офисом в Санкт-Петербурге, которую она возглавляет все 15 лет ее существования, и Валентиной Ивановной Красновской, генеральным директором ЗАО «Парфюм-Новосибирск», как мне показалось, дает возможность увидеть, понять и оценить женщин в бизнесе.

— Как все начиналось?

— В Ленинграде была такая небольшая женская компания «Росгалантерея». Таких «Росгалантерей» в нашей стране было 64. Осталась одна, наша. Она же стала национальной компанией.

Хотя если бы в тот момент нашелся человек в министерстве, который бы поверил нашим предложениям, то лучшей системы в стране и городе не было бы. Никто этого не увидел, не захотел. Когда я сделала такое предложение из Питера в министерство, мне сказали: «Королевства маловато, развернуться негде?»

Почему компания была женской? Платили там немного: женщины искали стабильности, а мужчинам ведь сразу нужен заработок... Чем, собственно, и отличаются мужчины от женщин.

Мы занимались распределением товаров, произведенных в Санкт-Петербурге, по всей стране. Вдруг на этом фоне появляется компания «Prokter& Gambl». Почему они решили торговать именно с нами? Они сказали так: «Вы первый человек, которого мы встретили в Ленинграде, который улыбался».

Конечно, удача — это результат. Не повезло бы в тот момент, сложилось в другой раз. Вообще в «Парфюме» есть такая характерная черта, если мы боремся, если нужно приложить много усилий, чтобы победить, — мы всегда первые! Но если это случай, например, розыгрыш призов у поставщиков, халява — нам не везет никогда!

— Отношения к неудачам?

— Неудачи — это просто опыт, из которого извлекаешь результат. Вопрос в том, что ты с этим результатом потом делаешь. Резких потрясений — потерял бизнес, снова создал — у нас не было. Это объясняется тем, что у нас была маленькая женская компания, много платить мы не могли и могли развиваться, только рассчитывая на свои силы. Мы всегда были очень консервативны, всегда все очень просчитывали.

Все женщины, которые начинали у нас в компании, до сих пор у нас же и работают. Все — руководителями. Причем если раньше, подбирая людей, мы говорили, что ищем людей одной крови — трудоголиков, целеустремленных, честных, то через несколько лет эти слова неожиданно оказались чистой правдой. Когда мне понадобилось переливание крови, все сотрудники нашей компании пришли и сдали ее для меня. Сегодня мы действительно все одной крови!

Но, конечно, я считаю, что в компании, как и в семье, должен быть баланс. И когда мы выросли, то смогли позволить себе роскошь нанять на работу мужчин. На сегодняшний день у нас в компании мужчин и женщин в руководстве 50 на 50.

То, что у нас в государстве крайне мало женщин в правительстве, законодательной власти — это совершенно неправильный перекос! Мужчины не могут понять суть проблем второй половины человечества. Отсутствие этого баланса приводит к тому... к чему оно приводит!

Я очень активно поддерживала Валентину Матвиенко. И мне нравится, как она работает. Она — супер! Мало того, она подобрала такую команду, которой не было никогда. Ну да, она женщина...

Могу привести на этот счет такой пример. В свое время я работала в большом универмаге, где директор попивал. И вот, когда он был в очередном запое, что о нем говорили сотрудники? «Бедный, несчастный, опять заболел...»

Потом я перешла в «Росгалантерею», где директор, женщина, тоже пила — ну повезло мне так в жизни! И вот когда она приходила на работу пьяная, все говорили: «Ну опять пьяная приперлась!» Делали они одно и то же, вели компанию к одному и тому же, но отношение было диаметрально противоположным.

Изначально к женщине предъявляются более высокие требования. То есть чтобы быть на одном уровне с мужчиной, она должна быть намного выше мужского уровня. И все! Мужчина в бизнесе априори человек. А женщине в бизнесе то, что она человек — еще надо доказать!

Мало того, есть такие мелочи... Платья я практичеcки никогда не ношу, только брюки. И если у женщины не короткая стрижка — ее тоже не принимают. Это работает на уровне подсознания. Если вы спросите у мужчины, что он предпочитает, то узнаете, что если женщину — то с длинными волосами. А если бизнес-леди — то с короткими.

Положа руку на сердце, женщина всегда делает выбор. Для мужчины выбора нет — это всегда карьера. Для женщины всегда выбор: или бизнес, или семья. Сейчас это стало еще строже. Родив, женщина не может оставить компанию больше, чем месяца на два-три...

— А сколько вы сами сидели в декрете?

— Нисколько. Может, месяц. Я не могла себе этого позволить. Была студенткой и должна была зарабатывать деньги. Муж тоже зарабатывал, мы оба крутились, нам некому было помогать…

Конечно, у работающей женщины дети не получают того внимания, которое получают от мамы, которая дома. Мой сын говорил: «Я помню одни макароны. Макароны с тушенкой, макароны с сыром, макароны с томатным соусом…» И когда вырос, он сказал: «Я хочу иметь жену, которая будет воспитывать детей, сидеть дома...»

Пожил так немножко, а теперь говорит: «Я хочу жену только работающую, потому что с той, что сидит дома, не о чем говорить!»

— Женщин на рынке мало и возможностей у нее априори меньше?

— Ну, так категорически сказать я не могу... Сегодня и у мужчин тоже возможностей не так много. Если взять в процентном отношении, сколько начиналось женских компаний и осталось, то не думаю, что их будет в процентном отношении меньше. Может, и больше, чем мужских. Мы шли шажками, прощупывая почву, а мужчины сразу ставят тапочку...

— ???

— У нас есть конкуренты в стране, так вот они ставят тапочку в регионе — и бегут дальше. То есть набросали-набросали компаний по стране, мы здесь-здесь-здесь, фишки расставили, окучили всю страну! А дальше что? Дальше ведь работать надо, а тапочки проваливаются, нужно вокруг каждой ювелирно работать...

На заре перестройки мужчинам было легче еще вот почему: они могли наговорить. Как один наш конкурент заявил нашему западному партнеру: «А мы в Париже построили завод!»

И когда я этому партнеру сказала: «Ведь он врет! Ничего у него нет!», он на это ответил так: «Не знаю. Но он обещает, а ты не можешь».

Этой компании уже нет и быть не могло, потому что она была профанацией. А мы существуем и сейчас. Не мы идем в банки, банки приходят к нам и говорят: «Не хотите ли вместе поработать?»

— А как вы отдыхаете?

— Если человек не умеет отдыхать, он не умеет и работать. Но увлечения у меня почему-то мужские. Я люблю зимнюю рыбалку, снегоход, лыжи — обычные, не горные. Летом я обожаю водные мотоциклы, стрельбу. Муж учит меня бильярду, но я больше люблю настольный теннис. Помимо того, то он развивает внимание, срабатывает мой практический подход. Играя в теннис, я много двигаюсь, то есть делаю два дела одновременно. А играя в бильярд, я поймала себя на мысли, что мне жаль времени, потому что я физически не тренируюсь.

Вообще главные ресурсы каждого человека — это здоровье и время, не деньги. Но многие этого не понимают.

— Валентина Ивановна, проработав 7 лет в Санкт-Петербурге, год назад вы приехали и возглавили Новосибирское отделение фирмы. И как вам наш город?

— Ни в одежде, ни в мышлении в Новосибирске нет провинциализма. Люди чувствуют себя живущими в столичном городе. Москва далеко, поэтому мы здесь самые главные, в отличие, например, от Нижнего Новгорода или Воронежа, которые из-за близости к Москве всегда ощущают себя на 3 — 4-м месте. Но от провинции — и это хорошо — здесь есть открытость, контактность, доверчивость. В них есть детская готовность радоваться, удивляться.

Чиновники везде одинаковы, это такой российский родовой вид, уже генотип. Но опять-таки те, с которыми приходилось общаться, очень хорошее впечатление оставили. За год меня не разочаровал никто. Открыты, честны, держат слово, не строят интриг и козней...

Что потрясло в Сибири, так это расстояния. Когда мы поехали в Томск — у нас там тоже офис, — за всю дорогу проехали мимо двух или трех деревень. То есть просторы потрясающие! А потом — березы... В Сибири же березы другие, не такие, как в европейской части. В европейской части ствол белый, а ветка дальше идет черная. А в Сибири ветки белые.

Если говорить о проблемах, которые возникли у меня, когда я приехала в Новосибирск, то они связаны с тем, что здешнюю компанию создавал мужчина. Причем математик, логик. И вдруг пришла я, по образованию психолог. И мне было сложно, и топ-менеджерам было сложно... Хотя если брать руководство компании, то большая часть, как и в Питере, — тоже женщины. Но эти женщины привыкли к тому, что руководитель у них мужчина!

— Говорят, Новосибирск очень похож на Санкт-Петербург?

— Это так. Так же, как в Питере, в Новосибирске денег не много, уровень образования высокий... Между прочим, что отличает Питер от Москвы? С одной стороны, это европейский город, совсем близко к Европе, а с другой стороны — денег-то нет... Москва — не европейский город, но денег немерено!

Поэтому требования к Питеру такие же, как в Москве: все хотят такие же объемы продаж — ведь это вторая столица. Но при этом питерцы лучше купят одну штучку дорогую, чем десять дешевых. А в связи с этим не идет ни дешевый, ни дорогой товар!

Но зато, когда мы выходим в регионы, все точно так же. И мы понимаем, как строить бизнес.

— У многих не получается реализоваться, от чего это зависит?

— Это лень, неумение ценить время, выстроить свою жизнь и отсутствие позитивного мышления. На сто процентов уверена. Говорят, повезло. Но ведь за красивой картинкой (как в случае с Евгенией Михайловной) стоит пахота.

В Питере — а я пришла как раз после кризиса — мы приезжали на работу к 9-ти, и редкий случай, когда уезжали в 8 часов вечера.

Кстати, в Новосибирске я вернулась на несколько лет назад, все, как вначале, работаем каждый день допоздна. Но это не ради денег! Успешный бизнес делается не ради денег. Здесь есть азарт, здесь есть игра, самореализация, другие нематериальные вещи. Деньги всего лишь показатель того, насколько правильно в профессиональном плане ты двигаешься. Если благосостояние растет, то ты правильно все выстроил.

Фотографии статьи
154-17.jpg