Это не геройство — хорошо выполнять свою работу
Действовал по обстоятельствам. Быстро принять верное решение ему помогли внимательность, хорошая реакция и профессионализм.
— Именные часы, подаренные начальником дороги, храните дома? — спрашиваю его.
— Почему? Вот они, — Колокин отодвигает рукав и демонстрирует подарок руководства. Это в его характере: хорошая вещь пусть служит делу.
О произошедшем с ним в ту поездку написано и сказано уже много. Во втором часу ночи в условиях плохой видимости машинист на расстоянии 160 метров заметил препятствие на пути и незамедлительно принял меры к остановке поезда. Сложные ситуации, подобные этой, случаются на железной дороге не так уж и редко, по словам Владимира Петровича, уникальность данной заключается в том, что правильное решение необходимо было принять мгновенно. Счет шел не на минуты, а на секунды. Колокин изначально знал, что столкновение неизбежно. Его главной задачей в тот момент было максимально снизить скорость. Ручку крана машиниста установить в шестое положение — экстренное торможение — и нажать кнопку, чтобы подать песок под колесные пары для лучшего сцепления и уменьшения тормозного пути.
И он сумел снизить скорость с семидесяти пяти до пятидесяти километров в час. «А если бы не сумели?» — спрашиваю. Отвечает задумчиво: «Наверное, мы бы с вами сейчас не беседовали...»
Сразу после столкновения поезда с КамАЗом, брошенным на путях, Владимир сообщил о происшествии диспетчеру. Рассуждать о последствиях аварии было некогда. От загоревшейся солярки огонь с грузовика перекинулся на локомотив. На помощь машинисту поспешили начальник поезда и проводники...
Хотя мобильный был с собой, Владимир не стал тревожить жену. Обо всем случившемся рассказал только вернувшись из рейса живым и невредимым. Супруга всегда тревожится, провожая его в поездку, вот уже почти тридцать лет. А теперь, наверное, особенно. Хотя сам Владимир Петрович уверен, что ночное происшествие никак на него не повлияло. В свой первый после аварии рейс он отправлялся, как обычно, без нервозности. «На поездку всегда настраиваешься, — говорит он, — ситуации могут быть разные. Главное, чтобы ты был спокоен и сосредоточен».
На железной дороге Владимир Петрович Колокин уже двадцать девять лет. Романтическое отношение к работе машиниста ему еще в детстве привил отец, тоже железнодорожник, но работавший по другой специальности. Он рассказывал сыну, как это интересно — путешествовать по необъятным сибирским просторам, ощущать, что под твоей ответственностью тонны грузов или того более, жизни людей. Как и многие, Владимир сначала окончил специальные курсы, работал помощником машиниста. Немало пришлось набираться опыта, прежде чем ему самому доверили электровоз. Первым трудовым наставником Владимира Колокина стал Георгий Иванович Дементьев, сегодня ветеран на заслуженном отдыхе.
«Свою первую поездку? Конечно, помню, — говорит Владимир Петрович. — Главное, что ощущения совершенно не такие, какими ты их себе представлял раньше. С вождением автомобиля никакого сравнения! Кажется, что впереди прямой участок, а на самом деле там есть спуски и есть подъемы, и вести состав на каждом отрезке надо иначе...»
Тайгинский техникум по специальности «электротяговое хозяйство»
Владимир Колокин окончил уже в зрелом возрасте. К работе он всегда относился с особой ответственностью. Так что неудивительно, что в 2002 году указом президента акционерного общества «Российские железные дороги» он был награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 километров». Всего же за свою трудовую биографию, по приблизительным подсчетам, наш герой преодолел более трех с половиной миллионов километров. В месяц в среднем тринадцать рейсов. Километраж одной поездки — около 800 километров. Вот и считайте.
Каждый по личному опыту знает, что через часок-другой после того, как сядешь в поезд, начинает клонить в сон. Но в отличие от пассажиров, машинисту нельзя ни прикорнуть, ни отвлечься, скажем, поболтать с помощником на постороннюю тему. Все переговоры — только по делу. На обычный житейский вопрос: «Как вы обедаете в пути?» Владимир Петрович отвечает, мол, главная трапеза — перед поездкой и после нее, а в дороге — чаек, бутерброды или пирожки, если жена напекла.
— У нас очень хорошие дома отдыха локомотивных бригад. Приехал, первым делом принял душ, подкрепился — и отсыпаться. Или идешь в реабилитационный центр, где можно принять различные процедуры, — рассказывает Владимир Колокин. — Руководство заботится о нашем здоровье, все делается для того, чтобы и работалось, и отдыхалось комфортно, и люди это чувствуют.
Если в старые времена машинист паровоза всегда имел при себе железный ящик, так называемую «шарманку», то его сегодняшний коллега берет в поездку сумку, в которой по традиции самый необходимый инструмент на случай нестандартной ситуации и техническая литература.
— Тогда, перед столкновением, вы успели подумать о людях, которые безмятежно спят в вашем поезде?
— Конечно, в первую очередь о них думал и о своем помощнике, которого я как раз перед этим отправил в заднюю кабину — проверить состояние машинного отделения. Он же не знал о предстоящем столкновении и мог сильно пострадать...
Хотя сам Колокин считает, что для людей его профессии главное — иметь хорошую реакцию, способность концентрироваться и внимательность, мне хочется добавить к этому списку еще и хорошую выдержку, крепкую нервную систему. Я вот не представляю, что чувствует человек, ведущий на огромной скорости многотонную махину и видящий, как какая-нибудь бабулька с тележкой задержалась на рельсах...
— Такие ситуации бывают часто, особенно на дачных платформах. Иногда приехавшие на электричке пассажиры идут через рельсы толпой и даже не реагируют на громкие сигналы, которые ты им подаешь, — говорит машинист. — Конечно, переживаешь. А как иначе?
Не каждому по плечу такая работа: хоть выходной, хоть праздник, к примеру, тот же День железнодорожника, если твоя очередь отправляться в путь — будь добр. Не только здоровье требуется «железное», но и характер. Из тридцати человек, вместе с которыми Колокин учился на курсах помощников машиниста, сегодня на дороге осталось лишь двое. Но, несмотря ни на какие трудности, если полюбил свое дело, оторваться от него невозможно. Владимир Петрович надолго вперед не заглядывает, он вообще не из мечтателей, но успеть поездить на сверхскоростных поездах, которые в недалеком будущем появятся и на нашей магистрали, ему хочется очень.