USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Карьер Мочище: уровень жизни зависит от требовательности?

Марианна ДАНИЛОВА.



Отдыхать, общаться с близкими, заниматься домом — жить. А утрами едут в обратном направлении — к любимым и не очень, но жизненно необходимым делам, к рабочим местам, к родным коллективам. Тоже жить, ведь так? Поэтому трудно однозначно определить, где на самом-то деле начинается и активнее всего проистекает настоящая жизнь наших горожан — в лабиринтах бесчисленных деловых центров и «офисных гигантов» Красного проспекта, площади Маркса,
площади Калинина и других «главных» улиц и транспортных развязок города или в так называемых периферийных,
«спальных» районах.

Сегодня «Дни большого города» предлагают вашему вниманию новую рубрику «Новосибирск разный», в которой мы будем рассказывать о некоторых отдаленных территориях города, которые принято считать окраинами нашего мегаполиса. Карьер Мочище, расположенный в Заельцовском районе, — одна из таких «малых родин» для 10 тысяч проживающих здесь новосибирцев. Знакомство с этим микрорайоном дало четкое ощущение: это отдельный маленький мир. Как бы город в городе — с собственным течением жизни и способами борьбы за выживание, обустройства быта, достижения комфорта и благополучия — в доступных здесь пределах. А пределы эти, как отмечает руководитель ТОСа «Мочищенский» Людмила Дергунова, живущая в Карьере Мочище с середины 1980-х, с годами расширяются и раскрывают для местных жителей новые возможности обустройства собственной жизни. Если еще пару десятков лет назад здесь спокойно обходились без горячей воды (по принципу «на нет и суда нет»), внутри микрорайона не было асфальта, и передвигаться в распутицу по нему можно было только в резиновых сапогах, то сегодня растущие потребности граждан «подтягивают» и уровень жизни в целом.

«Люди становятся более требовательными, активными, и это помогает им многого добиваться для улучшения жизни. Теперь жители нашего микрорайона хотят жить, как в городе, ведь Карьер Мочище является полноправной частью Новосибирска — относится к городской черте, входит в Заельцовский район», — говорит Людмила Дергунова.

Во многом вырабатывать активную гражданскую позицию людям помогает местный ТОС «Мочищенский», который был создан в 2001 году.

Одна из нелегких функций, которую берут на себя общественники, — проведение бесед с задолжниками по оплате услуг ЖКХ. Таких на микрорайоне немало, что отражает общую социальную обстановку, особенно в свете современной политики в отрасли, — что дом собрал по квартплате, то и пойдет на его дальнейшее обслуживание, эксплуатацию и ремонт.

В отличие от многих других городских микрорайонов здесь есть «свое» 9-е отделение милиции, «свои» участковые, всегда на посту «свой» дежурный, особо сложные задачи можно решить с начальником отделения милиции.

«Когда на определенном участке есть «своя» милиция, как мы называем наше 9-е отделение, люди лично знают ее сотрудников, то как результат — на территории всегда будет спокойно, — не нарадуется данному обстоятельству руководитель ТОСа. — Это не просто помогает следить за порядком в нашем отдаленном от города микрорайоне, но и вселяет в жителей какую-то уверенность. Бывают ситуации, когда и «своя» машина на вызов выехать не может, а если бы здесь ждали помощи из города (РУВД Заельцовского района находится далеко от микрорайона — на Мочищенском шоссе), думаю, выход из многих ситуаций стал бы значительно более сложным».

Одной из наиболее острых проблем остается нехватка кадров для работы с подрастающим поколением жителей Карьера. К примеру, в отделении милиции инспектора по делам несовершеннолетних больше года не задерживаются. Заполнять «вакуум» детского досуга поневоле — но исключительно на добровольной основе — приходится тосовцам. С их стороны даже была сделана попытка создать на микрорайоне комиссию по делам несовершеннолетних, но, когда взялись за это, инспектора, необходимого для этого начинания, не было, а значит, отсутствовали и соответствующие полномочия, чтобы проводить беседы, представлять интересы «трудных» ребят в районной комиссии. А с проблемными детьми, и самое главное — с их проблемными семьями — работать трудно, но необходимо. Районная комиссия может пригласить к себе и ребенка, и его родителей и, никого не дождавшись, передать, так сказать, дело на местный уровень микрорайона — а там нет специалиста. Одну неблагополучную пьющую маму четырехлетней девочки чуть не десяток раз приглашали на комиссию по делам несовершеннолетних — не являлась. Когда женщину удалось «изловить» и припугнуть возможностью лишиться ребенка, казалось бы, искренне клялась бросить пить, но клятв своих не сдержала. Сегодня пришлось дать ход решению вопроса о лишении мамы родительских прав. А ребенок пока определен в летний лагерь. Возможно, девочка в последний раз отдыхает в неведении значения этого казенного термина — быть определенной куда-то...

С каким бы энтузиазмом общественники ни пытались занять досуг праздношатающихся, особенно в летние дни, ребятишек, «чужие» функции выполнять они не в силах, что сполна относится и к финансовой составляющей. Сегодня работники одного из немногочисленных местных клубов — «Горняк», которому уже перевалило за полвека, не знают, какой повод празднования поважнее будет — 50-летие или «полвека без ремонта»? По словам руководителя клуба «Горняк» Анастасии Штикиной, здесь необходимы ремонт крыши, перекрытий, установка пожарной сигнализации. Косметический ремонт, который клубовцы делают своими силами, не помогает привести здание в надлежащее состояние. Здесь затхло и пахнет сыростью. В спортивном зале давно не занимаются дети — прямо на наших глазах начавшийся дождь в минуты превратил крышу в «промокашку», и с потолка внушительными струями полилась вода и посыпалась штукатурка. Филиал № 6 библиотеки имени Шишкова, «хозяйка» которой руководитель читального зала Людмила Шагаевская, — «последний оплот» неаварийности для детей, занимающихся в «Горняке». Правда, надежда забрезжила — вскоре здесь планируются проведение капитального ремонта крыши и внутренняя отделка. Но даже если благополучно починят, педагогов, которые бы повели за собой, увлекли ребятню делом полезным, а не праздношатанием, по-прежнему дефицит. В «Горняке» их на 200 ребятишек всего пятеро.