USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Попасть в дом ребенка считается за счастье...

Александра МАРОВА.



Во всяком случае безопаснее.
Таких ребятишек на сегодняшний день больше, чем способны вместить специализированные государственные учреждения. Дома ребёнка, рассчитанные на 100 детей, обеспечивают кровом, как минимум, 120 малышей. Остальные нередко живут в учреждениях, совершенно не предназначенных для воспитания детей. Речь идёт о брошенных малышах, попавших в больницы и задержавшихся там надолго.
В палате отделения раннего возраста стоят двенадцать кроваток. В них смиренно живут крохи, которые искренне полагают, что именно так всегда и бывает. Заметив меня, маленькая Света радостно тянется навстречу — возьми на ручки! Девочка находится в больнице с осени прошлого года. Первым её пристанищем была детская больница скорой помощи № 3. С тех самых пор Света ждёт путёвку в дом ребёнка, меняя больничные палаты одну за другой. В свои год и четыре малышка весит не больше восьми килограммов и только ползает...
— Посмотрите, какой красавец у нас есть! — нянечка с гордостью показывает мне пухлого малыша с вьющимися волосами, который с важным видом дефилирует по палате, спрятав ручонки в кармашки брюк. Взрослый, глядя на него, невольно улыбается, а мальчик за всё время, что я там находилась, так ни разу и не улыбнулся.
— А это Настя. — Поворачиваюсь и вижу девочку лет трёх. Нянечка поясняет: — К взрослым она относится настороженно. Некоторые малыши так и тянутся на руки, а она нет. Будто боится чего.
В чём же особенности жизни «больничных» детей? Почему больница становится их домом и как долго малыши в ней пребывают? Об этом нам рассказала заведующая инфекционным отделением для детей раннего возраста детской городской больницы № 6 Анжелика Аношина.
— К нам в больницу поступают дети, найденные на улицах. Это могут быть и случайно потерянные дети, чьи родные быстро находятся, и беспризорные ребятишки, оставленные родителями в разных местах: в транспорте, просто на улице, в квартирах... Также есть дети, изъятые из социально неблагополучных семей. Конечно, поступают юные пациенты из домов ребёнка, но они находятся у нас временно, на период обследования или лечения.
— А первая категория деток разве не временно?
— Теоретически и по закону такие дети должны находиться у нас действительно временно, на период болезни. А фактически они у нас живут. И в последнее время количество таких малышей возрастает. Оформление юридических документов на них приобретает более длительный характер. Когда все документы готовы, дети поступают в дома ребёнка. Но проблема в том, что брошенных и отказных малышей стало настолько много, что мест в и без того в переполненных домах ребёнка попросту нет. Потому и живут наши детки в больничных стенах месяцами.
— Но ведь больница — лечебное учреждение. Кто же занимается воспитанием девчонок и мальчишек?
— Да, вы правы. Стационар предполагает лечебно-охранительный режим. И в этом есть резон. Ведь когда ребёнок тяжело болен, ему необходимы покой, тишина, отдых. Увеселительные моменты исключаются полностью. Вместо педагогического воспитания у нас медицинская помощь. Ставка воспитателя или педагога для больницы просто не предусмотрена. И для деток, живущих у нас месяцами, это, конечно же, большая проблема. Именно в тот самый период, когда ребёнок восприимчив для получения различной информации и готов всё впитывать, у него такой возможности нет. Дело не только в отсутствии развивающих занятий, но и в нехватке простого человеческого тепла и общения. На момент поступления в больницу детям уже этого не хватало. У большинства из них наблюдается педагогическая запущенность. К сожалению, одной медсестры не хватит, чтобы обогреть каждую обездоленную кроху. Да и заниматься она должна совсем другим — лечебным процессом.
Кроме дефицита кадров, существует еще ряд проблем. Больница не рассчитана на такое скопление детей. Играть малышам негде, кроме как в палате, но и там едва ли найдется пара свободных метров. Прогулки предполагаются только летом, когда тепло. Но и само время прогулок строго ограничено, у медицинских сестёр попросту нет возможности проводить с ребятишками на улице по 2—3 часа. Благо что стали появляться энтузиасты, желающие и помогать в уходе за малышами, и гулять с ними. Волонтёры «Сибмамы» не только организовали детям детскую площадку, но и играют с ними на улице. Вот так и получают детки хоть какую-то долю развития и простого человеческого внимания.
Поэтому попасть в дом ребёнка считается за счастье. Там малышом будут заниматься, развивать его, уделять внимание. Пускай не индивидуальное, как дома, но зато целенаправленное, не просто менять ползунки и кормить…
— Как обстоят дела с материальным обеспечением таких деток?
— Государство выделяет деньги лишь на питание, мягкий инвентарь и лекарственные средства. Но даже с учётом этого одежды зачастую не хватает. Одежда в больницах должна проходить через автоклав, поэтому быстро приходит в негодность. Много чего ещё не хватает. Мы рады были бы обуви, игрушкам, развивающей среде, тем же книжкам, средствам по уходу, подгузникам. В отделениях у нас эти вещи есть, за что спасибо спонсорам, в частности «Сибмаме».
— А часто поступает спонсорская помощь?
— Скажу честно, когда впервые пришли девушки из «Сибмамы», я думала, что это будет какой-то единовременной акцией. Во всяком случае до того момента случалось именно так. Помогали, как правило, те, кто лечился в стационаре и видел детское горе воочию. Но с «Сибмамами» мы сотрудничаем уже довольно длительное время и убедились, что их помощь и внимание носят постоянный характер. Вы знаете, даже персонал больницы — врачи, медсёстры, санитарки — изменился с появлением волонтёров. Раньше на каждого из нас периодически накатывало чувство тихого отчаяния, а сейчас мы видим, что дети нужны кому-то кроме нас, что есть люди, не равнодушные к чужим проблемам.
Рабочий день медицинской сестры или санитарки очень напряжённый. Необходимо провести ряд лечебных процедур, распределить на каждого пациента лекарства, всё это занимает массу времени. И на долговременный уход за брошенными малышами времени попросту не остаётся. Зачастую сам персонал очень переживает по этому поводу, расстраивается, что деткам не достаётся тепла…
Но вот буквально на днях пришли студенты-практиканты, подошли волонтёры из «Сибмамы» — и персонал как-то оживился. Деток дружно покормили, поносили на ручках, поиграли. Вообще, стоит заметить, люди у нас работают очень отзывчивые. Болеют за своё дело. К малышам относятся внимательно. Не дай Бог, какой-то ребенок тяжело заболеет, все за него переживают, стараются помочь, поддержать. Находят в суматохе больничных будней пару свободных минут, чтобы забежать в палату, приласкать малыша…
Хочется надяться, что скоро ребятишек все-таки переведут в дом ребёнка, где рядом с ними будут педагоги.