Территория надежды или зона национальной катастрофы?
Потому что нет сегодня, по единодушному мнению участников, цели важнее, чем возрождение села.
Село — на грани выживания. Видно это как с экономической, так и социальной «колокольни» и прозвучало в большинстве выступлений — как сдержанных, так и до предела эмоциональных. Депутат Государственной думы Николай Харитонов вообще предложил объявить деревню зоной национальной катастрофы с соответствующим уровнем государственной поддержки.
— Здорово, что наш Новосибирский областной Совет, фракция Аграрной партии при поддержке других политических партий работают над этим законом, — одобрил инициативу депутатов облсовета Харитонов. — Думаю, мы должны дать пример всей России и дождаться поддержки от всех регионов. Очень надеюсь, что инициатива аграрников, подхваченная руководством областного Совета, другими политическими партиями, будет реализована.
В зале присутствовали председатель облсовета Алексей Беспаликов, его заместители Юрий Бугаков и Владимир Карпов, представители всех четырех политических партий, образующих «списочную» половину депутатов областного Совета: «Единая Россия», КПРФ, АПР и ЛДПР. Были здесь главы и специалисты районных администраций и сельских муниципальных образований, руководители хозяйств — словом, все, кто заинтересован в том, чтобы село жило и развивалось. Не случайно совещание проходило «на земле» — в селе Нижнечеремошном Краснозерского района, в хозяйстве, которым руководит заместитель председателя комитета по аграрной политике облсовета Геннадий Антонов.
Глава Краснозерской районной администрации Владимир Кизилов рассказал, чем живет и дышит «самый зерновой» район, где расположено 50 сел, проживают 30 тысяч человек и производится немалая доля сельскохозяйственной продукции Новосибирской области. Трудно живет. И дышит не так вольно, как мог бы. Что же касается реализации «аграрного» национального проекта, то, по словам Владимира Ивановича, проблемы села можно решить только после списания долгов прошлых лет и устранения диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства, машиностроения и топливо. Потому как ни один реформатор еще не научил крестьян, как платить налоги «по бартеру».
— Не хочу критиковать национальный проект, но такие мысли есть сегодня у каждого сельского руководителя, у каждого нашего жителя, — признался Кизилов.
— Думается, в масштабах России будет построено примерно 500 скотопомещений — вот и вся поддержка, — согласился с Кизиловым Харитонов. — А те 29 миллиардов рублей, которые планируется вложить в личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства, большинства проблем деревни не решат. Из 27 тысяч хозяйств в России 19 тысяч имеют просроченную кредиторскую задолженность. Это каждые два из трех. По Сибирскому федеральному округу 400 хозяйств находятся в стадии банкротства. При этом ни один политик, ни одна политическая партия не отказываются от поддержки сельского хозяйства. Но если посмотреть законы, постановления, становится понятно: все на словах, а солидного, серьезного разговора нет!
Словом, на Москву надейтесь, а сами не плошайте. Что, собственно, и делают депутаты Новосибирского областного Совета, предлагая свой закон. Лидер депутатов-аграриев Анатолий Кондратов прямо заявил, что они хотели бы сотрудничать с другими фракциями и в ближайшее время выработать единую концепцию развития агропромышленного комплекса в Новосибирской области. Мириться же с нынешней ситуацией, по мнению Анатолия Федоровича, невозможно. Уповать на то, что селян удержит на плаву личное подворье, тоже не приходится. Стоит только уйти из деревни крупным сельхозпредприятиям, как возникнут проблемы с кормами и для «частной» живности.
— В цивилизованных странах крестьянам помогают больше, в десятки раз больше! — не скрывал эмоций Кондратов. — Почему зерно стало дешевле? Потому что 70 процентов его идет на корма, а мы в то же время сокращаем поголовье крупного рогатого скота — рубим сук, на котором сидим. Вот и возникает перепроизводство зерна, падают цены.
Цифры, которые приводил в своем докладе Анатолий Кондратов, не просто не радуют — удручают. В 26 районах области сельское население одновременно сокращается и стареет: меньше рождается детей, уезжает из деревни молодежь. Социальные потери, как в зеркале, отражаются в экономике. В 1991 году Новосибирская область производила 350 тысяч тонн мяса, сегодня — 190 тысяч тонн. Сокращаются посевные площади, дойное стадо, поголовье свиней, не говоря уже об овцеводстве, былая мощь которого осталась далеко позади, в прошлом веке. Как следствие, жители области не «добирают» физиологические нормы питания по мясу и молоку, «замещая» их лапшой и картофелем. В то же время по зарплате селян наша область занимает в Сибирском регионе далеко не почетное седьмое место, а вот по ценам на продукты питания — «призовое» второе.
Таблицы, графики, объемные диаграммы… Красные, желтые, синие разновысокие столбики, отражающие взлеты и падения сельской экономики.
— Вот где катастрофа! — восклицает Анатолий Федорович.
На экране слайд с показателями внесения минеральных удобрений в областную пашню. Динамика резко отрицательная — со 128 килограммов на гектар в 1990 году до 6,3 килограмма в 2005-м и плановом показателе 3 килограмма минеральных удобрений на гектар пашни в 2006-м. С органикой на полях тоже негусто. Нет у нынешнего крестьянина денег не то что на минеральные удобрения, даже на горючее, чтобы вывезти в поле «бесплатный» перегной.
— А самый позорный график — вот этот, — Кондратов очерчивает указкой на экране диаграмму «Доля средств по разделу «Сельское хозяйство» от общего объема областного бюджета». — Томская область тратит на сельское хозяйство шесть процентов бюджета, Иркутская — четыре, а Новосибирская — 1, 7 процента. Ну что мы — прокаженные, что ли?! Помогать, так помогать по-настоящему. Дайте крестьянину «чистые» деньги из доходной части бюджета, а не гоняйте его по банкам за кредитами, которые он все равно не сможет вернуть!
Помогите, одни мы ничего не сделаем, — обратился Анатолий Кондратов к депутатам из других фракций. — Так и будем строить метро, ремонтировать оперный театр, многое другое делать, только не деревню спасать! Мы, депутаты, приняли твердое решение: областной закон о сельском хозяйстве должен выйти в этом году.
Концепция закона «О развитии сельского хозяйства…», во-первых, предполагает привести разрозненную нормативно-правовую систему мер государственного регулирования сельского хозяйства к единству. Чтобы не двенадцать, не пятнадцать законов было, а один. Во-вторых, остановить падение сельскохозяйственной экономики, а затем обеспечить ее подъем. Для этого решить проблемы кадров, внедрения современных технологий, дополнительной поддержки «невыгодных» территорий. Сельское хозяйство Новосибирской области приносит в бюджеты разных уровней два миллиарда рублей ежегодно. Еще шесть с половиной миллиардов налоговых поступлений обеспечивают казне переработчики сельскохозяйственной продукции. Вернули бы крестьянам из всего этого хотя бы миллиарда полтора, совсем другой жизнью зажила бы деревня, уверены инициаторы закона.
Третий «угол» концепции — это определение направлений, принципов, условий и порядка государственной поддержки сельского хозяйства. И, наконец, четвертый определяет финансовое наполнение этой поддержки.
Регионы, их сельское население много лет ждали решений Государственной думы, но... Федеральный законопроект, разработанный в 2004 году и восторженно встреченный селом, думцы так и не приняли. А в том, что предлагается сегодня, по образному выражению Кондратова, «одна философия и ни одной конкретной цифры».
Надо определить приоритеты, считает заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям облсовета Геннадий Антонов:
— В нынешней ситуации, когда государство полностью устранилось от регулирования цен на энергоносители, технику, запчасти, вся национальная программа должна быть выражена в одном предложении: компенсация части затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Я и не мечтаю, что мы получим такие же финансовые вливания, как в Америке и Евросоюзе, но выйти хотя бы на семь процентов в масштабе области — это жизненная необходимость. В противном случае вместо национальной программы развития АПК мы будем вынуждены принять программу великого переселения сельского населения в города.
Вице-губернатору Виктору Гергерту ситуация видится не настолько критической:
— Сельское хозяйство в тяжелом, сложном состоянии, но в принципе оно сохранено. Сейчас те формы государственной поддержки, которые применялись в последние шесть лет, должны быть совершенно изменены.
Государство, по мнению Виктора Александровича, должно создать такие условия, когда селянин сам мог бы зарабатывать деньги, получать прибыль — это очевидно для всех. Если оно не может, то должно компенсировать селянам это свое неумение. Но и селу при этом необходима готовность принять государственную поддержку. А большинство хозяйств в области, по словам Гергерта, к этому сегодня совсем не готовы. Какой смысл, например, давать деньги хозяйству, где урожайность полтора центнера зерна с гектара, а надои меньше пятнадцати центнеров молока на корову?
— В большинстве хозяйств форма собственности непонятная, ответственность размытая, земельные отношения не улажены. Как туда давать деньги? Для чего?
В общем, главное, как это уже не раз говорилось, — сформировать эффективного собственника, который сможет с толком использовать государственную поддержку. Тогда и долги селянам можно будет списывать, и деньгами помогать.
— В этом зале присутствуют и те, кто в 2000 году был на совместном заседании комитета по аграрной политике Новосибирского областного Совета и общественного совета при губернаторе, на котором рассматривался точно такой же вопрос, — напомнил глава администрации Баганского района Василий Пронькин. — Говорили очень здорово. Было принято решение в течение месяца разработать и вынести на утверждение областного Совета закон «О развитии и сохранении сельскохозяйственного производства на территории Новосибирской области». Не сказать, что ничего не было сделано. Были приняты хорошие законы о семеноводстве, племенном животноводстве, некоторые другие — но не основополагающие. Вот только работают они либо наполовину, либо вообще не работают. Считаю, что сегодня такие ошибки совершать просто-напросто нельзя.
— А пока мы будем искать эффективного собственника, у нас в Новосибирской области семьдесят процентов хозяйств, извините, «накроются медным тазом», — заметил председатель комитета по аграрной политике облсовета Александр Морозов.
Что же касается областного закона о государственной поддержке селян... Он нужен, очень нужен. Об этом говорили и Василий Пронькин, и заместитель председателя областного Совета Владимир Карпов, депутаты Анатолий Степанов, Анатолий Жуков. А вот первоначальное предложение жестко закрепить в законе долю областного бюджета, направляемую на поддержку села, в объеме семи процентов претерпело изменения. В лучшую сторону. По инициативе председателя областного Совета Алексея Беспаликова планку предполагаемой государственной помощи подняли до десяти процентов бюджета. И фракция АПР, и комитет по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям облсовета проголосовали «за».
И еще один фактор, хотя и далекий от политики-экономики, но не раз упомянутый участниками обсуждения. Совещание проходило не в обычный день — в православный праздник Благовещения. Об этом говорили, как о добром знаке, укрепляющем надежду. Надежду на возрождение.