Закон идет на «приземление»
Определение приоритетных задач Советов депутатов муниципальных образований области, бюджетный процесс, межбюджетные отношения, разграничение полномочий — все эти вопросы были вынесены в повестку.
В заседании приняли участие первый заместитель председателя Новосибирского областного Совета Анатолий Иваненко и пять его коллег-депутатов. В том числе депутат Иван Мороз, на округе которого проходил форум, член комитета по государственному строительству Алексей Александров и три представителя комитета по вопросам местного самоуправления: заместитель председателя облсовета Владимир Карпов, председатель комитета Вадим Агеенко и депутат Людмила Чуркина.
«Мы придаем огромное значение контакту областного Совета с органами местного самоуправления. Весь смысл нашей сегодняшней встречи вижу прежде всего в том, чтобы подвести итоги и определить задачи на будущее, поговорить о проблемах и определить пути их решения», — сказал, открывая заседание, Анатолий Иваненко.
В своем выступлении Анатолий Нестерович рассказал о работе Новосибирского областного Совета, о новом — смешанном — принципе его формирования, о создании депутатских объединений и результатах первых сессий. «Главной задачей, своим первым долгом и основным предназначением считал и считаю выполнение тех наказов избирателей, которые были даны и на одномандатных округах, и на едином округе — партиям и депутатам-списочникам. Смею вас заверить, что такого же мнения придерживаются и остальные депутаты, независимо от партийной принадлежности. Вы на местах должны ощутить только одно: увеличение числа депутатов и появление дополнительных комитетов повысит эффективность работы областного Совета».
Одной из главных вех 2005-го Иваненко считает работу Новосибирской области в качестве своего рода экспериментальной площадки по отработке 131-го Федерального закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Теперь, после 1 января 2006-го, формирование бюджета, все межбюджетные отношения, все полномочия складываются в рамках именно этого закона».
Предположение Анатолия Нестеровича, что не раз еще в течение этого дня зайдет речь о пресловутом 131-м, оправдалось — с перевыполнением. О трудностях, связанных с введением в действие этого закона, говорили многие председатели районных Советов: Владимир Мелков (Новосибирский район), Виктор Прошак (Здвинский), Яков Клинг (Татарский), Алла Трифонова (Ордынский). Главные сложности, по их мнению, — финансовые. Новые полномочия местного самоуправления практически не подкреплены материальными и денежными ресурсами. Львиная доля налогов и сборов уходит из муниципальных образований в «вышестоящие» бюджеты. Отсюда и невозможность выполнения полномочий, и неуважение к местной власти.
С нынешнего года в дополнение к действующим фондам финансовой поддержки муниципальных образований созданы Фонд муниципального развития и Фонд компенсации. Утверждены и соответствующие методики распределения средств. Но научились ли пользоваться этими деньгами?
«Могу сказать на примере районов своего округа — Каргатского и Чулымского, — попытался ответить на этот вопрос первый заместитель председателя областного Совета, — что пока имеет место какой-то вакуум в части взаимоотношений с финансовым управлением областной администрации. В том плане, что теоретически эти фонды созданы, а практически пока не работают».
А не работают потому, что речь сейчас идет не просто о выделении денег «из области», а о софинансировании, которое в бюджетах муниципальных образований попросту не предусмотрено. Вопрос этот, по словам Анатолия Иваненко, решается, и вот-вот появится соответствующее постановление губернатора. Главное, что в областном бюджете эти деньги заложены и вовремя приняты областные законы, позволяющие оказывать муниципалитетам такую помощь. Но… Проблемы все-таки остаются, считает Анатолий Нестерович. И немалые. В число «проблемных» попали, например, и сельские Дома культуры, и библиотеки.
О том, как работается муниципалитетам разных уровней в новых условиях, рассказали хозяева-маслянинцы: первый заместитель главы Николай Ушаков, председатель Совета муниципального района Людмила Ишимова, глава Никоновского сельсовета Людмила Попова. В районе ищут и находят эффективные формы взаимодействия различных ветвей власти. Создан, например, единый Совет глав администраций и председателей Советов депутатов муниципальных образований. Так им работать намного удобнее, тем более что некоторые главы сельских администраций успешно совмещают обе эти должности. Но и вопросов немало. «При такой налогооблагаемой базе работать очень сложно», — считает Людмила Попова.
«Несомненно, мы, депутаты областного Совета, будем выступать с законодательной инициативой, — прокомментировал сетования муниципалов на несовершенство федерального законодательства Анатолий Иваненко. — Мы будем вносить в 131-й закон изменения — на основании ваших предложений. Только в прошлом году в него было внесено больше ста поправок. Не случайно введение 131-го закона в действие было отложено на три года, потому что не учитывает он ни специфику регионов, ни территориальные различия. Будем приземлять этот писаный на асфальте закон, делать его таким, чтобы он работал, прежде всего на человека. Другого пути у нас нет — раз пошли впереди России всей, то должны работать в этих условиях. Но работать так, чтобы это не отражалось на людях».
Депутаты Новосибирского областного Совета при поддержке коллег из других регионов уже добились внесения в 131-й закон поправок, предусматривающих для различных территорий дифференцированный подход к формированию бюджета. Теперь полуторамиллионный мегаполис и не сравнимое с ним полуторатысячное сельское поселение не стригут под одну «бюджетную гребенку». Очередь за областным законом о местном самоуправлении, в котором будут определены «правила игры» в сфере формирования бюджетов различных уровней.
Анатолий Иваненко обратился к членам Совета руководителей представительных органов с просьбой как можно активнее «соучаствовать» в законотворческом процессе: «Нам очень важно знать ваше мнение. И не просто знать, а учитывать, принимая законы. Мы специально определили в регламенте промежуток между первым и вторым чтением не менее одного месяца, чтобы дать вам возможность изучить законопроект и внести поправки. Особенно по тем вопросам, которые касаются сельского жителя, сельских районов».
В скором времени Новосибирской области предстоит разработать стратегию развития на предстоящие 20 — 25 лет. В идеале это должно стать общей задачей — как для представительной, так и для исполнительной ветвей власти разных уровней. «В какой-то мере это возврат к забытому старому, — сказал Анатолий Иваненко. — Жизнь показывает, что в любом вопросе должна быть определена длительная перспектива. Это касается любого направления народного хозяйства. Невозможно жить одним днем и планировать только «сегодня на завтра».
В свете грядущего стратегического планирования Советам муниципальных районов очень важно не упустить ситуацию. Постараться увидеть как весь район, так и каждое сельское муниципальное образование в социально-экономической перспективе. И как результат — войти в целевые программы, инвестиционные проекты, предусматривающие областное и федеральное финансирование.
Первоначальная эйфория по поводу президентских национальных проектов с сопутствующим финансированием понемногу рассеивается. На заседании Совета этому в немалой степени поспособствовал Анатолий Иваненко, который объяснил, что деньги из федерального бюджета просто так не посыплются. Говоря о необходимости финансирования, муниципалитетам придется доказывать, что произведенные денежные вложения дадут конкретный социально-экономический эффект.
Подобный эффект могли бы дать инвестиции в сельскохозяйственное и промышленное производство районов (примером тому — Красноярский край), но, к сожалению, сфера эта весьма несовершенна в законодательном отношении. Федеральные «прорехи», как водится, «латают» регионы. Буквально накануне состоялось заседание аграрной фракции Новосибирского областного Совета депутатов, результатом которого стало решение включить в план работы на 2006 год Закон Новосибирской области «О поддержке сельского хозяйства…». Концепция этого основополагающего для села документа практически готова. К июню закон планируется вынести на сессию в первом чтении, предварительно обсудить его на заседаниях комитетов и фракций, провести депутатские слушания.
Конечно же, в сельских районах и отдельных поселениях проблема инвестирования — не единственная. Растет диспаритет цен на зерно и ГСМ, в вечно «подвешенном» состоянии находится вопрос о государственном заказе на сельскохозяйственную продукцию. Депутат Иван Мороз говорил в своем выступлении о том, что дальше так жить нельзя. Об отношении народа к власти. О том, что главным камнем преткновения для социально-экономического развития являются межбюджетные отношения: «Сегодня у местного самоуправления нет никакой мотивации в том, чтобы собирать налоги. Нет в этом никакого смысла, если в бюджете 10 процентов составляют собственные доходы, а 90 процентов — дотации!»
Не менее болезненной считает Иван Григорьевич кадровую проблему: «Наперечет знаю всех глав муниципальных образований своего округа — и районных, и поселковых. Так вот, где руководитель работает, там и порядок. А где руководителю все до лампочки — там, извините, полный бардак!» В качестве примера депутат рассказал о двух муниципальных образованиях Новосибирского района — Березовском и Раздольненском сельсоветах. В первом глава умудряется решать самые острые проблемы даже при нынешнем безденежье. А во втором руководитель даже в собственном кабинете порядок навести не может, не говоря уже о селе. «И самое главное — для того, чтобы власть уважали, те наказы избирателей, которые были даны во время выборов, должны быть учтены в бюджете. И газификация, и питьевая вода, и «социалка»!»
Заместитель председателя областного Совета Владимир Карпов вспомнил историю десятилетней давности, когда депутаты написали первый в истории области местный закон о местном самоуправлении. Приняв документ в первом чтении, авторы решили обсудить его в районах — с людьми, которых прежде всего касался этот закон. Обсудили. И… переписали закон заново. Поэтому встречи, совещания с участием представителей местной власти Владимир Яковлевич считает чрезвычайно важными. Чтобы и на земле законы знали, и законы были «от земли». «Считаю, стратегическим направлением должно быть развитие муниципальных предприятий, — обратился к руководителям районных, городских и сельских Советов Владимир Яковлевич. — И вы должны это развивать! К вам доверие на селе больше, чем к частному собственнику, поэтому ищите ниши, а не отдавайте их с ходу частнику. С этим напрямую связан вопрос о налогооблагаемой базе и доходной части вашего бюджета».
«Идет борьба, нормальная борьба за власть, — так расценивает ситуацию в сфере местного самоуправления депутат Вадим Агеенко. — Никто никогда не хотел отдавать власть, в том числе финансовую. В 131-м законе, который очень долго писали, две части. Одна определяет полномочия, другая «подпирает» их финансовыми возможностями. Так вот, вторая часть написана очень плохо — никто деньгами делиться не хочет. Но без собственности, без финансовой подоплеки никакой власти не бывает!»
«Вы — наш комитет», — с этими словами обращались муниципалы к Вадиму Агеенко, председателю комитета по вопросам местного самоуправления и административно-территориального устройства, впервые созданного в областном Совете четвертого созыва. Депутаты, входящие в этот комитет, настроены на большую, серьезную работу. На создание местной нормативной базы, которая дополнит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления…», написанный, по мнению представителей местной власти, действительно очень уж «в общем».
Все вопросы и мнения, прозвучавшие на заседании Совета, систематизированы и будут в ближайшее время направлены в администрацию области и, конечно же, основательно проработаны в областном Совете депутатов.