На Бога надейся и сам не плошай
Уборочная кампания в Новосибирской области идёт со скоростью 40 тысяч гектаров в сутки
Это лето было сложным для аграриев — неравномерные осадки и резкие перепады температур сделали свое дело, переменчивая погода не могла не отразиться на качестве зерна и прочих сельскохозяйственных культур. Впрочем, синоптики прогнозируют, что это не последнее засушливое лето: климат в Сибири явно меняется и нужно быть готовым ко всему.
Сейчас в регионе полным ходом идет уборка урожая. За сутки в Новосибирской области убирают 35–40 тысяч гектаров.
Урожай соберём полностью
О промежуточных результатах уборки картофеля и зерновых в ходе пресс-тура в сельскохозяйственное предприятие «Ярковское» Новосибирского района рассказал врио заместителя председателя правительства — министра сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко.
— Уборка урожая этого года существенно отличается от предыдущих лет в первую очередь тем, что мы одновременно ведем и кормозаготовительную, и уборочную кампании, — объясняет Евгений Лещенко. — Кормозаготовка продолжается, но нам серьезно удалось преодолеть отставание от предыдущих лет, и в частности от прошлого года. Сейчас мы уже выполнили план заготовки сенажа на 94 процента, по сену перешагнули рубеж 70 процентов, и с учетом очень хорошего урожая кукурузы — такой страховой культуры, которая использует осадки второй половины лета, — мы вышли на кормообеспеченность 16,7 центнера кормовых единиц. То есть отстаем мы всего на полтора центнера кормовых единиц на условную голову. Вот это главное отличие — что два таких основных мероприятия, две кампании ведутся одновременно, одними и теми же людьми, которые работают на тех и других видах техники.
По словам Евгения Лещенко, уборка текущего года стартовала недавно и идет хорошими темпами.
— В сутки мы убираем 35–40 тысяч гектаров, — пояснил чиновник. — А за прошедшую неделю средняя выработка за сутки не превышала 22 тысяч гектаров. Безусловно, у этого есть две основные причины. Первое — это неблагоприятные погодные условия, и второе: когда мы проводили гербицидную обработку во время сева, была очень жесткая сухая погода. Из-за этого мы практически никак не повлияли на рост сорняков, поэтому у нас сейчас в посевах основной культуры есть и подгон (непродуктивные стебли — Прим. авт.), и подсады (молодые деревья и кустарник в поле — Прим. авт.), и вторая и третья волна сорняков. Это осложняет ведение уборочной кампании. И тем не менее техника наша хорошо подготовлена: за предыдущие годы мы существенно перевооружились. У нас растет процент новой зерноуборочной техники — той, которая не вышла за пределы амортизационных сроков.
Критично, но не катастрофично
По темпам уборочная кампания существенно отстает от уборочных предыдущих лет.
— На 18 сентября — 485 тысяч гектаров и 31 процент от общей уборочной площади, — комментирует Евгений Лещенко. — Да, в прошлом году на этот момент уже больше 70 процентов убрали. Но были разные годы, и хлеборобы прекрасно это помнят. Например, 2009-й, когда мы к концу сентября убрали не более тридцати процентов, или 2018 год, также сложный. И с опережением к 2018-му мы идем в текущем году. Но прекрасно помним, что и в 2009-м, и в 2018-м мы собрали полностью весь урожай. Поэтому и в этом году никаких сомнений на этот счет у нас нет. Пусть он будет не рекордный — мы все прекрасно понимаем, что по урожайности идем с определенным снижением к аналогичным показателям прошлого года: урожайность текущая 17,1 центнера с гектара, в прошлом году было 22,6. Может быть, для кого-то это и критично, но абсолютно не катастрофично. Это позволяет нам выйти на необходимый уровень рентабельности отрасли растениеводства. А в целом прогноз, который мы составили совместно с нашими коллегами — сельхозтоваропроизводителями, по валовому сбору — это два миллиона 176 тысяч тонн. Думаю, что на эти показатели мы в целом по факту и выйдем.
В Новосибирской области сейчас не наблюдается хозяйств с критическими показателями урожайности. Впрочем, как сообщил министр, конечно, в этом году есть хозяйства и с урожайностью в шесть-семь центнеров с гектара.
Техника в хозяйстве очень недешевая. Например, как рассказал руководитель хозяйства, больше двадцати миллионов рублей стоит приемный бункер для картофеля. В целом же оснащение овощехранилища оценивается в 500–600 миллионов. Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ
— Но в любом случае даже такие объемы позволяют заготовить семенной материал и сформировать какой-то резерв по фуражу, если это предприятие также занимается животноводством. То есть каких-то критических показателей снижения урожайности нет. Да, это, наверное, скажется на эффективности экономики, в целом на состоянии отрасли в отдельно взятых районах и предприятиях, особенно сильно — на юго-западе и юге нашей области. Это, конечно, касается хозяйств Кулундинской зоны, которые пострадали наиболее серьезно, где первые осадки пошли уже во второй половине июля. Но мы ведь не просто наблюдаем за ситуацией. Мы принимаем превентивные меры. И уже в середине октября мы должны внести изменения в нашу госпрограмму.
Дело в том, что министерство планирует уже в середине октября внести изменения в госпрограмму по получению субсидии на доставку кормов.
— В 2020 году мы внедряли новое направление государственной поддержки, субсидии на доставку кормов — грубых, сочных и концентрированных. И сейчас мы внесли вместе с нашими коллегами из общественного совета и Законодательного собрания предложение — думаю, что правительство его поддержит, — довести эту субсидию до 95 процентов фактически понесенных затрат на доставку грубых, сочных и концентрированных кормов, — говорит Евгений Лещенко. — В любом случае хозяйство несет затраты на производство таких кормов. И губернатор эту позицию поддерживает. Но зачастую дороже бывает для хозяйства доставить эти корма из других районов, из других почвенно-климатических зон области. Поэтому данное направление считаю крайне важным и востребованным.
А что с мелиорацией?
Климат в Сибири существенно меняется. Планирует ли министерство сельского хозяйства поддерживать мелиорацию на полях?
Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ
— Решать вопрос с Господом? — улыбается Евгений Лещенко. — С Господом проще будет, и с Господом тоже вопрос решается — здесь связь установлена: не буду называть предприятие, но в одном из хозяйств Баганского района действительно приглашали батюшку, был крестный ход, и на следующий день пошел дождь. Это не единичный случай. Часто особенно в периоды невзгод человек обращается к Господу — тем более крестьянин, который ближе всех к Богу. Но что касается дальнейшего развития мелиорации — именно гидромелиорации, то направление это работает. И по линии федерального ведомства мы привлекаем средства федерального бюджета. К сожалению, пока еще немного хозяйств, и эти проекты мелиорации связаны в первую очередь с картофелеводством и овощеводством. Мы понимаем, что ни одного гектара овощей у нас не выращивается без гидромелиорации. И здесь субсидия — до семидесяти процентов из средств федерального и областного бюджета с областным софинансированием. Это мероприятие работает. Средств нам выделяется достаточно. То есть по всем проектам, которые реализуются, субсидия предоставляется нашим сельхозтоваропроизводителям. А помимо гидромелиорации, на проведение технических мероприятий. И больше всех участвует пока в этом направлении в рамках реконструкции имеющейся системы гидромелиорации племзавод «Ирмень». Но проявляет интерес и предприятие «Ярковское» — то, в котором мы сегодня находимся, — так как в этом хозяйстве самые существенные площади картофеля. А картофель без полива, особенно в первой фазе роста и развития, очень сильно страдает. И потом это невозможно компенсировать даже осадками второй половины лета.
Получат все!
Что касается поддержки овощеводства, то в этом году появилось новое направление. По словам Евгения Лещенко, поддержку получат… все. В региональном министерстве сельского хозяйства в стадии завершения находится разработка программы развития овощеводства. В рамках этой программы будет предусмотрено субсидирование специализированной техники для овощеводческих предприятий.
— Получат все овощеводческие и картофелеводческие предприятия, — комментирует министр. — Размер этой субсидии не очень велик — это примерно 100 тысяч рублей на тонну произведенной продукции. Но тем не менее все хозяйства, которые пройдут процедуру отбора, получат непременно причитающиеся им средства федерального и областного бюджета. Ну и, конечно, вы знаете, что в стадии завершения формирования у нас программа развития овощеводства. И в рамках этой программы мы предусматриваем такие мероприятия, как субсидирование специализированной техники для наших овощеводческих и картофелеводческих предприятий, что более чем значимо и востребовано, потому что техника очень дорогостоящая, зачастую импортная и не имеющая наших аналогов. И приходится выделять средства — с использованием заемных — на техническое переоснащение. Вы знаете, что ситуация у нас сложная. Например, по картофелю обеспеченность по прошлому году — 85 процентов: 300 тысяч тонн — наша потребность, 256 — произвели. Что касается овощей, то ситуация здесь еще более сложная по самообеспеченности: 350 тысяч тонн — потребность, 150 тысяч тонн во всех категориях хозяйств — с учетом закрытого грунта — произвели. Это обеспеченность на уровне 43 процентов. А если взять овощеводство открытого грунта, самообеспеченность еще ниже. И мы знаем, что сокращаются посевные площади овощей в личных подсобных хозяйствах граждан. И нам нужно перекрывать и производить не 25 тысяч тонн овощей в сельхозорганизациях, как мы произвели в прошлом и произведем в текущем году, а как минимум в два-три раза наращивать объемы производства овощей именно в общественном секторе — в крупном аграрном бизнесе, в сельхозорганизациях.
КОММЕНТАРИЙ
Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ
Александр Ковалёв, главный агроном ООО «Ярковское»:
— Мы выращиваем два сорта картофеля — чипсовый Леди Клер, который идет на переработку и чипсы, и Гала — он идет на реализацию в сети Новосибирска, а также за пределы Новосибирской области. Из зерновых выращиваем в этом году только одну культуру — это пшеница. У нас два сорта — Ирень и Новосибирская 31.
В этом году в пределах 50 процентов у нас потеря урожайности по сравнению с прошлыми годами, даже если взять среднюю цифру за пять лет — засуха все-таки не прошла для нас бесследно. Сорта для нашего региона вполне привычные, районированные.
Как мы справлялись с засухой? Да, наверное, никак. Надеялись только на осадки с неба. Выехали на закрытие влаги раньше всех в районе. Постарались эти последние миллиметры осадков, которые были в почве с осени, сохранить. Но особо не получилось — должного эффекта нет.
Что касается качества зерна, основная причина его снижения — это клейковина. В этом году она на третий и даже на второй класс пшеницы вытягивает. Зерно мелкое, щуплое, поэтому кое-где зерно только пятого класса.
Единственный способ повлиять на отсутствие влаги — дать эту влагу, то есть полив. Кто сейчас этим занимается, через несколько лет будет на коне. Особенно это востребовано на овощных культурах и на картофеле. Они более отзывчивы на полив и дают существенную прибавку к урожаю. Но в этом году у нас урожай низкий, поэтому вряд ли получится начать строить что-то в этом плане на следующий год. К сожалению, те долги, которые мы накопили, придется отрабатывать еще два-три года. И только потом уже думать о чем-то другом, например о поливе.