Что значит в условиях Сибири «весомый колос»
Климатические испытания заставили аграрный сектор напрячься: как не оставить стада без кормов, а людей — без хлеба? И чем здесь может помочь государство?
Засуха в регионе закономерно привела к тому, что в этом году новосибирцам, скорее всего, не стоит ждать большого урожая. Аграриям остается надеяться на вторую половину лета, прошлые запасы и возможные закупки. Детали изложил глава регионального минсельхоза.
По словам заместителя председателя правительства — министра сельского хозяйства Новосибирской области Евгения Лещенко, в этом году выдался крайне непростой посевной сезон.
В этом году не до рекордов
— Погодные условия этой весной были сложные: очень холодная и очень сухая погода, — вспомнил министр. — Мы смогли приступить к полевым работам, а именно к яровому севу, значительно позднее, чем, например, в 2022 году. Но тем не менее за счет применения самых новых, современных технологий и масштабного технического переоснащения — только за 2022 год мы приобрели более 2,5 тысячи единиц техники на 12,6 миллиарда рублей, — с учетом качественной подготовки сумели завершить посевную в наиболее оптимальные сроки. Конечно, мы вправе были надеяться на получение весомого колоса, то есть достойного урожая, всходы нас радовали…
Однако, как мы помним, аномально сухая погода была еще и аномально жаркой. В первой декаде июня в области даже появились суховеи.
— Комплекс почвенной и воздушной засухи привел к тому, что состояние посевов стало ухудшаться, — отметил министр. — И наиболее сложная обстановка сложилась в южных, юго-западных и западных районах, а также в центральной части Новосибирской области, например в центральной Барабе. И конечно, те надежды на своевременные осадки, которых мы ждали в середине и конце июня, в части районов не оправдались. Сегодня мы констатируем, что крайне сложно идет кормозаготовительная кампания. Планы у нас, с учетом переходящих остатков, конечно, не самые большие: около одного миллиона тонн нам нужно заготовить сенажа, 290 тысяч тонн сена. Пока от этих объемов по сену мы накопили только 38 тысяч, то есть 13 процентов, а по сенажу — чуть более 100 тысяч тонн, то есть 11 процентов. И в целом темпы кормозаготовок существенно ниже прошлогодних, и предыдущих лет также. Поэтому главная задача, которая стоит перед аграриями, даже не в получении какого-то рекордного урожая, а в обеспечении кормами поголовья животных, которое у нас самое большое в Сибирском федеральном округе. И в первую очередь это касается поголовья дойного стада.
А может, купить? Да где же столько взять?
В министерстве сельского хозяйства Новосибирской области понимают, что именно сейчас время для принятия неординарных решений.
— Собственно, этим и занимаются сейчас наши сельхозтоваропроизводители, — прокомментировал Евгений Лещенко. — И те осадки, которые прошли в наиболее пострадавших районах недавно, вселяют надежду на то, что у нас остались еще неповрежденными засухой посевы кукурузы. Конечно, они пострадали, но не фатально. Посевы подсолнечника также должны восстановиться. Мы четко понимаем, что должны делать, — в настоящее время продолжаем посев. И если у нас первые пересевы были неудачными, то сейчас высеваются однолетние травы, в том числе рапс, на подкормку для сельхозпредприятий, чтобы сэкономить корма в осенний период. И конечно, ведутся дальнейшие уходные мероприятия как на кормовых, так и на зерновых культурах. Поэтому надеемся не на рекордный, а на достойный урожай.
Фото: Андрей Заржецкий
В связи с засухой в Новосибирской области многие сельхозпредприятия заявили о необходимости закупки кормов и сена, лишь бы сохранить поголовье.
— Сейчас есть подтверждение о возможности поставки кормов из Томской области, — сообщил Евгений Лещенко. — 134 новосибирских сельхозпредприятия заявили о том, что хотят приобрести корма — силос, сенаж, сено, в том числе и концентрированные. Все эти запросы мы направили, вопрос находится на рассмотрении, но пока ответа не поступало. При этом мы четко понимаем, что цифры по возможной заготовке кормов в Новосибирской и Томской областях существенно отличаются: если у нас 113 тысяч дойных коров, то в соседнем регионе лишь 13 тысяч. У них и соответствующие шлейф кормозаготовительной техники и объемы кормовых площадей и культур — под их потребности. И даже если найдутся излишки, они будут несущественны. Поэтому мы в первую очередь надеемся на себя и принимаем меры по заготовке кормов на естественных кормовых угодьях.
Например, недавно министр вернулся из степной зоны — Баганского района.
— Там выкашиваются все естественные кормовые угодья: вдоль лесополос, где скапливается снег в зимний период, вдоль берегов озер и болот — везде, где можно заехать и выкосить ту же осоку и естественный травостой, — поясняет министр. — И конечно, мы рассматриваем излишки кормов в тех районах, где не столь существенно проявилась весенняя и летняя засуха: например, Черепановский район представил предложение по поставкам сенажа и сена. Еще один резерв, которого нет, наверное, у наших коллег, например, из Омска, — это переходящие остатки кормов. Мы их оцениваем примерно в семь центнеров кормовых единиц на условную голову. Это та подушка безопасности, которая позволит нам, с учетом минимального сбора кормов в нынешнем году, пройти с самыми несущественными издержками зимовку года текущего. Первое: необходимо сохранить поголовье, в первую очередь, конечно, маточное поголовье, дойного стада. И не допустить снижения продуктивности. Потому что по продуктивности, как вы знаете, мы в последние годы приросли и сейчас идем с приростными показателями. И если не будет просадки в осенний период, то хоть как будет продуктивность на корову более 6,5 тысячи килограммов, и это очень достойно!
Привезти корма дорого, но поможет правительство региона
Купить у томичей необходимо более 40 тысяч тонн сена, 80 тысяч тонн сенажа и порядка 70 тысяч тонн силоса.
Фото: Андрей Заржецкий
— Все эти потребности разбиты по 134 предприятиям, — говорит министр. — Что касается ценовой политики, как правило, здесь договариваются два хозяйствующих субъекта, поэтому диктовать свои условия коллегам из других регионов я считаю бесперспективным. В федеральной же программе субсидирование на приобретение таких кормов не запланировано. Но у нас есть региональная программа, и объем ее в 2,5 раза выше, чем объем средств, предоставляемых из федерального бюджета. Поэтому, безусловно, здесь предусмотрены меры поддержки. Конечно, мы понимаем, что не столь много затрат идет на приобретение кормов — все равно эти корма хозяйства у себя произвели бы и понесли затраты. Все корма ведь имеют себестоимость и реализуются чуть выше нее, чтобы обеспечить рентабельность. А вот доставить эти корма стоит гораздо дороже, тем более на многие сотни километров.
По словам Евгения Лещенко, с 2020 года в регионе действует такое направление господдержки, как субсидия на доставку приобретенных кормов при условии введения в регионе режима ЧС.
— Сейчас у нас по нормативам субсидирование затрат — 70 процентов, — говорит министр. — Но недавно губернатор Новосибирской области Андрей Травников дал нам соответствующее поручение по максимальному увеличению процента субсидирования. Мы отработали этот вопрос с юридической службой и сейчас пришли к такому выводу, что вправе довести субсидирование до 95 процентов. Запускаем проект изменения в нашу госпрограмму. И думаю, в октябре соответствующие изменения должны принять. Раньше это направление господдержки и не будет востребовано, потому что часть поголовья сейчас находится на выпасах, часть будет обеспечена кормами собственного производства. Но и возить большие объемы такой продукции, когда у нас положительная температура, очень сложно: корм начинает окисляться и гореть.
Два годовых запаса очень даже не помешают
Что касается зерна, то на 1 июля 2023 года в регионе рекордные переходящие остатки — 1,5 миллиона тонн. Плановый урожай в Новосибирской области на этот год с корректировкой по сложившейся ситуации — от двух до 2,3 миллиона тонн.
— Внутреннее потребление региона с учетом животноводства — 1,82 миллиона тонн зерна, — уточнил министр. — Так что два годовых запаса у нас все же будет. Это позволит не только полностью закрыть потребности региона в зерне, но и обеспечить исполнение обязательств по поставкам зерна за пределы области, в том числе и за границу, в частности в страны дальнего зарубежья.
А помните, сколько было нервотрепки: зачем нам копить, давайте все продадим! Вот, пожалуйста. Зерновой запас — наимудрейшее решение. И не только в связи с нашими суровыми климатическими условиями, но и в связи со всеми остальными — земными, геополитическими.
По словам главы минсельхоза, предпосылок к повышению цен нет.
— Например, на полках магазинов я этого не вижу, — говорит Евгений Лещенко. — Что касается продуктов животноводства, реализация молока идет по ценам ниже предыдущего года. Хотя в последние три-четыре недели наметилась тенденция незначительного увеличения отпускной цены на сырое молоко — сейчас подошли вплотную к 28 рублям за базис (базисная жирность — это постоянный коэффициент, на котором строится учет сданного и принятого в переработку молока, — Прим. авт.). А в прошлом году было на три рубля дороже. Что касается мяса, реализация идет также несущественно, но ниже цен аналогичного периода прошлого года. Дефицита зерна тоже точно не будет, даже с учетом обеспечения наших поставок за пределы региона. И ценовая политика на зерно в последние месяцы не меняется, то есть рынок зерна достаточно стабилен.
КСТАТИ
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области с 20 июля по 1 августа 2023 года проводит отбор заявок на получение субсидий на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ за счет средств регионального бюджета Новосибирской области. В том числе тех, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на 2023 год. Более подробная информация о проведении отбора заявок на получение субсидий размещена на официальном сайте министерства сельского хозяйства Новосибирской области: http://mcx.nso.ru/page/5635.