USD 100.2192 EUR 105.8090
 

«Чёрный рынок мы поддерживать не будем»

Светлана ФРОЛОВА
Покупая фермерские продукты питания, все мы хотим быть уверенными, что они безопасны для здоровья. Степень доверия потребителя зависит от того, насколько честны сельские предприниматели, работают ли легально. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Покупая фермерские продукты питания, все мы хотим быть уверенными, что они безопасны для здоровья. Степень доверия потребителя зависит от того, насколько честны сельские предприниматели, работают ли легально. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Как и какую помощь можно получить от государства начинающему сельскому предпринимателю, который намерен развить настоящий бизнес из личного подворья и работать «вбелую»

В Новосибирской области сформировалась очень сильная армия фермеров: 400 сельскохозяйственных организаций, и более двух тысяч — это крестьянско-фермерские хозяйства. 320 тысяч личных подсобных хозяйств вовлечены в сельхозкооперацию — путь, который может принести успех, но он не единственный в решении проблем на старте бизнеса. С чем сталкиваются агропредприниматели и почему часть из них не хотят «светиться» официально?

По словам Андрея Шинделова, заместителя областного министра сельского хозяйства, в этом году перед агрокомплексом региона поставлены амбициозные планы: количество новых членов кооперации должно вырасти в несколько раз. Эта задача в том числе стала поводом для серьезного разговора власти и сельских предпринимателей.

Сначала деньги в помощь, потом — результат

Накануне посевной в Новосибирске при поддержке министерства промышленности, торговли и предпринимательства области состоялся форум «Ритейл-2023: новые вызовы — новые возможности в интересах покупателей». О событии «Советская Сибирь» писала в минувшем номере, в том числе о фермерских продуктах на прилавках: какие проблемы возникают и почему не все «деревенское» мясо-молоко на самом деле произведено в деревне. Проблемы агропредпринимателей призваны решить те меры господдержки, которые предлагает правительство области. Как отметил участвовавший в форуме замминистра сельского хозяйства Андрей Шинделов, помощь оказывается по многим направлениям.

014-06-04.jpg

— Это действительно самый верный путь, когда ЛПХ объединяются в сети по ко­операции, по сбыту своей продукции, получают какие-то дивиденды, господдержку, — считает замглавы минсельхоза. — Мы нацелены на усиление кооперации. За 10 лет с того момента, когда фермерские хозяйства начали вставать на ноги и укрепляться по посевным площадям, по поголовью, по производству мяса и молока, они внесли большой вклад в производство продукции растениеводства и животноводства в общей копилке Новосибирской области. Все это работает на продовольственную безопасность нашей страны в целом. Потребность в гос­поддержке есть, она идет на все виды деятельности как из федерального бюджета, так и из областного — на 2023 год в целом предусмотрено свыше 5,3 миллиарда рублей, это более 40 направлений.

В связи с новыми вызовами в 2023 году правительство региона даже пошло на то, чтобы изменить формулировку: теперь предприниматели могут рассчитывать именно на финансовое обеспечение затрат, а не на их возмещение по факту производства молока и содержания племенных животных.

— То есть бизнес получает финансовые средства изначально, заранее, для того чтобы вложить их в посевную и производство, а потом уже отчитываться. Не так, как было ранее — сначала понести затраты, а затем по этим затратам получать возмещение. Это правильный и реальный шаг навстречу сельхозтоваропроизводителям, — уточнил ­Андрей Шинделов.

Поддержка на реанимацию «заброшки»

Некоторые сельские предприниматели впервые узнали на форуме, что, например, есть возможность возмещения затрат на строительство и ремонт объектов социально-инженерного обустройства сельхозпроизводства.

— Возможно, никто из сидящих здесь (фермеров и ЛПХ — Прим. ред.) этой поддержкой не воспользовался, но агропредприятия идут на это. То есть даже возмещаются затраты на то, чтобы построить зернодом, твердую площадку для переработки сельхозпродукции, сделать внутри своего предприятия водопровод, скважину, — отметил замминистра. — Это достаточно широкий спектр господдержки для сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, очень сейчас востребованное направление — вовлечение в оборот сельхоз­угодий, ранее выведенных, то есть культуртехнические мероприятия. И по этому направлению тоже у нас очень хорошая господдержка в этом году — лимиты порядка 63 миллионов, но востребована пока только половина. То есть, вовлекая в оборот новые земли, вы также можете получить до 50 процентов возмещения затрат. Сейчас у нас только восемь предприятий подали запрос по этому направлению, но площади, которые они вводят, разнятся от 800 до двух тысяч гектаров.

Гранты — по потребностям

— Если в минувшие годы фермер мог получать максимум три миллиона господдержки по направлению «Растениеводство», по животноводству — четыре миллиона, а если вступает в кооператив, то максимально шесть миллионов рублей, то сейчас лимит этого гранта по направлению «Агростартап» увеличен до восьми миллионов, — сообщил Андрей Шинделов. — Со следующего года все грантозаявители могут уже претендовать на такой размер гранта. Одно из условий: 10 процентов должно составлять реальное софинансирование со стороны грантополучателя. Не какой-то там договор от соседа, что он предоставит, или трудовое участие, а ваши живые деньги, которые находятся на счете, или кредитные средства. Также условие — предоставление функционирующего бизнес-плана, который может быть реализован. В 2023 году по этому направлению у нас было выделено государством порядка 39 миллионов. При целевом показателе было девять грантополучателей, заявителей было значительно больше. Значит, интерес есть, лимит полностью израсходован, то есть сейчас уже предназначен к распределению — перечислению на расчетные счета грантозаявителей, которые победили в конкурсе. Теперь их задача — открыть ИП, зарегистрировать расчетный счет, заключить соглашение с минсельхозом и получить средства для развития своего КФХ.

014-06-02.jpg

Еще один грант, «Семейная ферма», — для тех предприятий, которые уже стали на ноги.

— Здесь максимальное финансирование может быть до 30 миллионов, — комментирует чиновник. — Кому-то пять миллионов нужно, кому-то — семь или 15. Но одно из условий также реальное софинансирование собственных средств — 40 процентов. То есть 30 миллионов вы заявляете, условно, на развитие семейной фермы или животноводческого комплекса — 20 миллионов вы должны вложить сами.

Далее, грант на развитие материально-технической базы кооператива.

— Одна из современных тенденций в ЛПХ: даже сдавая свою продукцию в кооператив, кооператив будет получать возмещение понесенных затрат. Они идут отдельной строчкой. И, конечно же, это будет для вас более приемлемой ценой по сбыту продукции — это поддержка ко­операции. Для того чтобы поддержать материальную базу, вы можете максимально получить 70 миллионов рублей. По гранту можно получить достаточно широкий спектр оборудования, строительных работ, приобретать земельные участки.

Почему послабления в интересах всех?

Как же упростилась жизнь для грантополучателей в этом году? В первую очередь она упростилась в плане создания рабочих мест. Теперь об этом заботиться почти не нужно.

— Например, раньше на каждые три миллиона гранта требовалось создать одно рабочее место. Порой для мелкого хозяйства, которое только вступает в свою деятельность, это было достаточно сложно. Сейчас нужно одно рабочее место создать на 10 полученных миллионов. Это большое облегчение для наших аграриев, — сообщил Андрей Шинделов.

014-06-03.jpg

При этом тут же оговорился, что чем больше фермер создает рабочих мест, тем это более выгодно для государства.

— Это значит, что чем эффективнее ваше предприятие, чем более развитую вы создаете инфраструктуру, тем выше социальная защищенность на селе; это один из критериев для получения гранта — количество рабочих мест, которые вы создаете. Кроме того, имеет значение, какое количество ЛПХ или других форм деятельности в сельском хозяйстве вы вовлекаете в сельхозкооперацию. Это тоже идет в копилку государству и тоже оценивается конкурсной комиссией как ваш вклад в общегосударственный интерес.

С государством нужно работать честно и прозрачно

— Мы ратуем за то, чтобы все работали легально, платили налоги, — подчеркнул замминистра. — Почему, сдавая молоко «вчерную», по неофициальным схемам, кто-то продолжает пользоваться инфраструктурой государства, а налоги при этом не платит? Другой предприниматель платит налоги и таким образом участвует в содержании этой инфраструктуры, честно проходит все федеральные государственные информационные системы, то есть работает «вбелую». Далее, мы должны получать качественное, здоровое молоко. Как мы можем принять молоко у того товаропроизводителя, который не прошел оценку, пустить его в торговую сеть? Кто на себя возьмет риски? Приведу пример. Когда сельхозпроизводители проводили обработку рапса, пчелы некоторых пасечников погибли, но когда начали разбираться, оказалось, что большинство пострадавших пасечников официально не зарегистрированы: непонятно, где пасеки находятся, ни ветеринарного паспорта, ни регистрации. Легализация, честная работа и безопасность продукции в приоритете для государства. Черный рынок, нелегальный сбыт продукции мы поддерживать не будем.