USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Социальный сервис для семьи с особенными запросами

Наталья ИВАНОВА
Центр «Рассвет» — одна из площадок, где дети с ОВЗ проходят курсы реабилитации и социализации. Фото: mtsr.nso.ru
Центр «Рассвет» — одна из площадок, где дети с ОВЗ проходят курсы реабилитации и социализации. Фото: mtsr.nso.ru

Реабилитационные услуги каждый год получают около десяти тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. А знаете ли вы, что даже шнуровать обувь малыши-инвалиды учатся по особой авторской методике?

В реабилитационном центре «Рассвет» министерства труда и социального развития Новосибирской области дети с особенностями развития поправляют здоровье и осваивают навыки самостоятельной жизни. Это и как воспользоваться стиральной машиной, и как погладить одежду или навести порядок в доме. Застегивать молнию и завязывать шнурочки для некоторых ребят сложнейшая задача, справиться с ней помогают специалисты. Есть бассейн, хореографическая и мультипликационная студия.

В центре делают акцент на работе с родителями: два раза в месяц по вторникам проходят занятия клуба, для мам организованы тренинги, где можно получить ответы на самые разные вопросы — за чашкой чая, в атмосфере понимания, — это то, в чем семьи с особыми запросами нуждаются не меньше, чем в консультациях и практической помощи. Кроме того, отрабатывать новые навыки детям нужно не только на занятиях, они и дома с родителями также должны закреплять эффект. «Если будем только мы с детьми заниматься, а родители не станут участвовать, ничего не получится», — объясняют специалисты.

На базе «Рассвета» работает социальная дистанционная служба, принимают и анонимные обращения.

— Сейчас у нас на дистанционном обслуживании находится три родителя. В прошлом году удаленно помощь получили 20 родителей. География запросов — Новосибирск и другие города, районы области. Родители подают заявку, определяясь, как они желают общаться, в основном выбирают мессенджеры, — объяснила директор центра Татьяна Фрилинг. — Работа с родителями — одна из форм профилактики сиротства, эмоциональная поддержка в момент, когда, кажется, опускаются руки.

— У нас дети от ноля до 18 лет. На базе учреждения создана полная модель, когда они переходят со ступени на ступень. Наша цель — чтобы они со ступени на ступень не переходили, — рассказала Татьяна Фрилинг. — Поясню: если ребенок получает раннюю помощь, то изначально задача поставлена сделать акцент на профилактике и научить родителя, как вместе с нами помочь тому, чтобы малыш не перешел в дошкольную группу для детей с инвалидностью, то есть чтобы медицинская организация сняла диагноз.

В дошкольных группах дневного пребывания — а это следующая ступень реабилитации — дети находятся в центре самостоятельно, без родителей. В течение 42 рабочих дней в плотном графике работают специалисты, и при наличии показаний ребенка могут оставить на повторный курс. Третья ступень предназначена для детей школьного возраста. Для ребят с тяжелыми множественными нарушениями развития создан отдельный сервис: в комнате социальной адаптации с ними работают психолог и дефектолог.

КОММЕНТАРИЙ
Ольга Потапова, заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области:
— Используя областные средства, и в том числе очень серьезные суммы привлеченных средств, на базе организаций социальной сферы, включая общественные объединения, мы открываем площадки, оборудуем такие жизненные пространства, где оказываются услуги семьям с детьми, которые столкнулись с самыми разными обстоятельствами. Только за последние три года у нас создано более 100 таких площадок. Что касается конкретно семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, то на сегодняшний день у нас сформированы и очень эффективно работают 52 социальных сервиса в 22 организациях. Это и школы раннего развития, и службы сопровождения от раннего детства до раннего юношества, это и пункты проката развивающего реабилитационного оборудования, и группы краткосрочного дневного пребывания, и многое другое.