Как регион снижает административную нагрузку, чтобы поддержать строителей
По данным московского аэропорта Домодедово, Новосибирск входит в топ городов, куда пассажиры чаще всего покупают билеты. В 2022 году здесь столица Сибири уступала лишь Сочи и Санкт-Петербургу. Значение авиаперевозок в Новосибирской области продолжает расти, и тут важно смотреть, чтобы деятельность аэропортов по-прежнему оставалась благоприятной для населения и экономики региона. В частности, речь идет о поддержке стройиндустрии в части сокращения сроков оформления документов и снятии ряда ограничений.
Новосибирская область уже в ближайшее время намерена решить вопрос по установлению границ прилегающих к аэродромам территорий. Об этом на открытом выездном заседании комитета Государственной думы Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое состоялось в Новосибирске в рамках Сибирской строительной недели, заявил глава региона. С его точки зрения, восстановление и регулирование приаэродромных территорий требует взвешенного подхода.
— Решения были приняты в предыдущие годы, — подчеркнул губернатор Новосибирской области Андрей Травников. — Они внесли ясность в градостроительную деятельность, но тем не менее этот диалог нужно продолжать, потому что, с одной стороны, не все разъяснено и есть барьеры, которые препятствуют продолжению строительства городов, в том числе таких как Новосибирск, а с другой, конечно, нельзя допустить стратегических ошибок.
Все равно недостаточно
Напомним, только Новосибирск находится в зоне влияния сразу четырех аэродромов. Это аэродром государственной авиации Гвардейский, аэродром экспериментальной авиации Ельцовка, аэродром совместного базирования государственной и гражданской авиации Толмачево и аэродром Бердск-Центральный. Впервые о проблемах жилищного строительства, обусловленных близким расположением объектов к аэродромам, в столице Сибири заговорили полтора года назад. Тогда региональные власти были вынуждены даже внедрить меры, направленные на поддержку интересов компаний-застройщиков.
— Надо было согласовывать (строительство объектов. — Прим. ред.) в течение восьми месяцев, а после принятия схемы, которая носит упрощенный характер и которую мы инициировали совместно, эти согласования стали проходить гораздо быстрее, но все-таки в настоящий момент они занимают от месяца до трех-четырех, — сообщил на открытом выездном заседании Государственной думы начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Евгений Улитко.
Он сделал акцент на преимуществах, полученных стройиндустрией после установки и государственной регистрации границ приаэродромной территории аэродрома Гвардейский.
— Согласования вообще не требуются, — рассказал Евгений Улитко. — Проектировщики этот вопрос решают за один рабочий день, просто принимают меры в проектной документации. Но, к сожалению, у нас очень крупные аэродромы почему-то не так спешно решают данный вопрос.
С 2017 года у каждого российского аэродрома появилась обязанность утвердить не только схему приаэродромной территории, но и порядок ее использования. Фиксация границ призвана обеспечивать безопасность авиаперевозок, способствовать развитию аэропортов, а также исключить негативное воздействие оборудования и самолетов на окружающую среду и здоровье человека: имеется в виду, например, превышение уровня шума, в том числе и в ночное время. Последнее представляется более чем актуальным, так как жилые застройки и садовые товарищества, дачи зачастую располагаются от аэропортов на небольших расстояниях.
Установить границы
Приаэродромная территория делится на семь подзон. Они имеют ограничения на использование земельных участков и находящихся на них объектов, на ведение хозяйственной деятельности, а это может быть и жилищное строительство.
Пока приаэродромная территория есть только у одного новосибирского аэродрома — Гвардейского. В конце 2022 года проект согласовала Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, что для Новосибирска стало крупным и важным событием. Тогда при участии правительства Новосибирской области удалось снизить требования к возведению и реконструкции объектов недвижимости на прилегающей к Гвардейскому местности.
Связанные с данным обстоятельством административные проволочки были исключены. Прозрачность и четкость требований, предъявляемых к объектам по высоте и типу, позволили нарастить темпы строительства.
Дело в том, что пока нормативных документов по приаэродромной территории не существовало, выдача разрешений на строительство на правом берегу мегаполиса была затруднена, потому нужно было проводить дополнительные согласования не только с Росгвардией, которая эксплуатирует Гвардейский, но и с прокуратурой.
— С момента внесения данных в единый государственный реестр недвижимости дополнительных согласований с аэродромом для получения разрешения на строительство не требуется, — отметил на тот момент исполняющий обязанности министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков. — Сегодня снижение ограничений и упрощение процедур в сфере строительства — одна из основных задач, мы идем навстречу строителям, сокращая сроки оформления документов и снимая ограничения по ряду направлений. Достигнутые договоренности с руководством Росгвардии и решение вопроса с аэродромом Гвардейский — хороший тому пример, это очень важное событие, к которому мы шли почти три года.
Помимо Новосибирска, на приаэродромной территории находятся поселок Краснообск, Кудряшовский, Станционный, Новолуговской, Каменский, Раздольненский и Криводановский сельские советы Новосибирского района, а также Барлакский сельсовет Мошковского района, Прокудский сельсовет Коченевского района, Мичуринский сельсовет Искитимского района, Соколовский сельсовет Колыванского района.