Захватывает и парализует
Новосибирские учёные для защиты растений предлагают использовать способы, которые никак не влияют на человека и домашних животных
Муравьев, жуков, стрекоз, кузнечиков, которые едят других насекомых, называют энтомофагами. Их все чаще используют в сельском хозяйстве как один из способов защиты растений для получения экологически чистой продукции.
Этих нужных аграрному сектору насекомых изучают в лаборатории разведения энтомоакарифагов НГАУ. Она была создана в рамках работы СиббиоНОЦ и при поддержке одного из местных тепличных комбинатов. Такой вот симбиоз интересов власти, науки и бизнеса.
Сейчас для больших хозяйств лаборатория является поставщиком маточного поголовья. Обеспечивать энтомофагами она пока не в состоянии: не хватает мощностей, так как тепличные комбинаты очень быстро увеличивают свои площади. Чтобы нарастить объемы производства, ученые планируют уйти от ручного труда за счет автоматизации процессов.
— Против всего живого можно применить такое же живое, — сообщила заведующая лабораторией, кандидат сельскохозяйственных наук Александра Зенкова. — Получается, что против каждого вредителя можно использовать такой живой объект, который его полностью уничтожит без применения химии.
Например, клещ фитосейулюс — агрессивный хищник. Он является естественным врагом паутинного клеща, ликвидирует его в 100 процентах случаев.
— Думаю, все сталкивались с обыкновенным паутинным клещом. Обработали его каким-то химическим препаратом, смотрим через какое-то время — у нас опять паутина на растениях, кто-то бегает, — объяснила ученая. — Самки данного вида специально откладывают яйца в те места, где находятся яйца вредителя. Когда личинка рождается, начинает питаться яйцами, потом непосредственно переходит на движущиеся объекты — это личинки и взрослые особи паутинного клеща.
Другой хищный клоп, подизус, способен уничтожать колорадского жука — злостного вредителя картофеля и других культур семейства пасленовых. В лаборатории изучают полезные свойства энтомофага.
— Он захватывает свою жертву, обездвиживает полностью, парализуя, и высасывает, — поясняет Александра Зенкова. — Есть у нас и другие интересные объекты. Вот это хищный клоп макролофус. Он является полифагом, применяется в закрытом грунте в теплицах, питается трипсами, белокрылками, обыкновенным паутинным клещом, может переходить на другие объекты, например на тлю.
Совсем недавно из Сочи в лабораторию привезли еще одного хищника — жука криптолемуса. Этот дальний родственник божьей коровки питается мучнистым червецом, который нередко поражает цитрусовые и декоративные культуры.
— Замечали летом на растениях белый мучнистый налет? Его очень тяжело убрать химическими препаратами, так как вредитель обволакивает себя защитой и, когда мы применяем химический препарат, полностью не уничтожается. А хищники наши — как взрослые, так и личинки — начинают просто питаться и его уничтожают. Мы акклиматизировали данный вид, нарабатываем более полугода. Уже есть наша, лабораторная популяция. Летом будем испытывать, — рассказала Александра Зенкова. — Также хотим взять летом популяцию шелкопряда, чтобы на территории посмотреть, какой энтомофаг применять. Планируем затронуть эту тему, потому что в том году много растений было повреждено. Возможно, тот же хищник-клоп будет им питаться. Но шелкопряд — это немного другой разряд, здесь необходимо заниматься энтомофагами, которые применяются для борьбы с вредителями леса.
КСТАТИ
Со своими проблемами в лабораторию обращаются в том числе из других регионов. Чтобы выстроить методы борьбы с вредителем, ученые сначала проводят экспертизу, для чего, если речь идет о близлежащих районах области, выезжают на место.