USD 102.5761 EUR 107.4252
 

На стыке главных магистралей

Наталья НАШТАЛОВА
Фото с сайта nso.ru
Фото с сайта nso.ru

В Сибири не намерены отказываться от участия в новом Шелковом пути

В Новосибирске подвели итоги V Международного форума «Транспорт Сибири».

В этом году он прошел с особым размахом: 8 тысяч российских и международных экспертов отрасли, представители 99 компаний из 21 региона нашей страны и пяти других государств обсуждали проблемы развития отрасли. Не обошлось без политики.

Тревожный коридор
Масштабная дискуссия развернулась по поводу формирования маршрута нового Шелкового пути — автомобильного и железнодорожного транспортного коридора, призванного соединить Западный Китай и Западную Европу. Дело в том, что путь по воле зарубежных партнеров странным образом прокладывается в обход Сибири.

«Еще шесть-семь лет назад специалисты говорили, что этот маршрут никогда не будет реализован, он очень дорогой, и грузы по нему не пойдут, — комментировал нашему корреспонденту Сергей Максимов, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири. — Однако мы видим, что пробные маршруты уже есть. В июне 2015 года подписано межправительственное соглашение об автомобильном коридоре между Западной Европой и Западным Китаем, сибирские регионы в этот коридор не включены».

С одной стороны, понятно — в свете событий на политической арене, которые разыгрываются последние годы. С другой, все стороны, заинтересованные в прокладке Шелкового пути, будут руководствоваться экономическими расчетами. В наших интересах предложить максимально выгодный и эффективный маршрут, против чего будет бессилен любой политический козырь.

Чтобы не допустить изоляции Новосибирской области, отметил на форуме губернатор Владимир Городецкий, необходимо создавать сетевую кооперацию, которая позволит интегрировать транспортно-логистические проекты регионов Сибири в проект нового Шелкового пути и минимизирует возможные издержки.

Одним из направлений сотрудничества с Китаем могло бы стать создание совместных предприятий для модернизации инфраструктуры России, формирование транзитных маршрутов и строительство путей, имеющих конечные остановки в российских центрах экономической и логистической активности: Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске и Иркутске. Формирование сети магистралей, объединяющих Транссиб и Шелковый путь, позволит обеспечить стыковку регионов Урала и Западной Сибири с Казахстаном и Китаем. Это существенно ускорит прохождение грузов на всех его маршрутах.

На такси и теплоходом
Представители таксопарков озабочены жестокой конкуренцией с нелегальными перевозчиками и предлагают разработать закон о такси, который бы защитил рынок и пассажиров. «Федеральное законодательство в сфере такси имеет значительные противоречия, которые используют недобросовестные перевозчики, — прокомментировал заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Александр Старовойтов. — Госдуме рекомендовано ввести госрегулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси».

Основания для таких мер есть. Сервис по заказу такси Uber передает заказы нелегальным перевозчикам, которые демпингуют, сбрасывая стоимость проезда до смехотворной. Легальные таксисты оказываются в заведомо невыгодном положении, при этом они вынуждены выполнять все требования по безопасности перевозок, что также закладывается в тариф. Если не предпринять ничего, дело  закончится уходом с рынка законопослушных игроков. Если закон о такси будет принят, диспетчеры смогут передавать заказы только перевозчикам, имеющим официальное разрешение на перевозку пассажиров и багажа.

У речников — свои заботы. Они настаивают на том, что потенциал морского и водного пространства Сибири не раскрыт. В рамках форума в режиме видеоконференции состоялось второе заседание рабочей группы по подготовке президиума Госсовета по развитию внутренних водных путей в РФ под председательством секретаря Госсовета, помощника Президента РФ Игоря Левитина. В конференции приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин, главы регионов, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, всероссийских общественных организаций и экспертного сообщества.

Заместитель министра транспорта России — руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский отметил: чтобы обеспечить комплексное использование водных ресурсов, необходимо разработать механизм взаимодействия всех водопользователей — предприятий энергетики, транспорта, сельского хозяйства и так далее. Так что этот вопрос еще предстоит обсуждать на самом высоком уровне.

КОММЕНТАРИИ
Игорь ЛЕВИТИН, помощник Президента РФ:
— Такие дискуссионные площадки, как этот форум, позволяют вырабатывать совместные комплексные решения, которые в дальнейшем способствуют эффективной реализации намеченных планов. Сегодня мы должны делать ставку на внедрение современных технологий, логистических и управленческих схем, на создание крупных мультимодальных узлов, обеспечить транспортный парк новой техникой, отвечающей передовым стандартам безопасности, надежности и экологичности.

Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— На форум приезжают профессионалы транспортной отрасли, и не для легких туристических прогулок, а для конструктивного диалога. Мы будем делать все возможное для того, чтобы транспортный форум становился еще более интересным и, самое главное, полезным для его участников.

Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Встречи с представительными делегациями Белоруссии, Германии показали, что при всех различиях у нас много общих проблем. Дорожная сфера очень затратная, поэтому вопросы бюджетной поддержки, опыт наполнения дорожных фондов всегда интересен. Нам есть чему поучиться у представителей других регионов. Здесь, на форуме, в ходе профессиональных дискуссий рождается много хороших идей и конкретных предложений. Уверен, их реализация послужит дальнейшему развитию транспортной отрасли Новосибирской области и всей России. Для такой огромной страны, как наша, дороги и транспортная инфраструктура — это основное, и мы просто обязаны совместными усилиями находить пути решения этого вопроса. Дорожная отрасль не стоит на месте, появляются новые технологии. Например, разработки Технопарка новосибирского Академгородка по дорожному покрытию. Думаю, участники форума почерпнут много полезного для себя.