Держись крепче, пассажир!
Всплески аварийности никогда не происходят случайно, они обнажают массу проблем, до поры не выходящих на первый план
Участившиеся в последнее время дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта с пострадавшими пассажирами или кондукторами дали повод задуматься: что в этой сфере не в порядке? Если не брать в расчет уже вошедший в фольклор Новосибирска трамвай № 13, точнее, бесплодные попытки автомобилистов проверить его на прочность, то общественный транспорт в целом всегда считался весьма безопасным. Но относительному спокойствию рано или поздно приходит конец, что и подтвердили эксперты, обсудившие эту проблему в студии ГТРК «Новосибирск». Ничего существенно нового они не сказали: многие тезисы и болевые точки обсуждаются годами, а значит, фактически не решаются.
Как бы безопасные
«Пассажирская «газель» столкнулась с КамАЗом, есть пострадавшие», «Женщина сломала позвоночник в автобусе», «Автобус налетел на арматуру, пострадал пассажир», «В подрезанном иномаркой троллейбусе упала 70-летняя кондуктор и заработала сотрясение мозга» — это лишь избранные новостные заголовки за последние несколько недель: так часто происшествия с пассажирским общественным транспортом не случались давно. Да и неумолимая статистика подтверждает, что показатели прошлого года (двое погибших и 49 пострадавших в общественном транспорте) нынче превышены уже к маю. Время бить тревогу? Некоторые считают, что оно безнадежно упущено…
С одной стороны, примерно только в одном из десяти ДТП виноваты водители автобусов, троллейбусов, трамваев или маршруток — чаще всего они вынуждены резко тормозить, уходя от столкновения. С другой — совсем уж ангелами водителей пассажирского транспорта не назовешь, и к этому подъему статистики они шли довольно уверенно.
В январе этого года в Новосибирске проходило большое отчетное собрание, посвященное итогам года в сфере пассажирских перевозок. Выступавший заместитель начальника областного Управления ГИБДД Вячеслав Трещев сказал, что «пассажирские перевозчики — одно из самых организованных и профессиональных сообществ по сравнению с массивом сложноконтролируемых автолюбителей». Однако он же пролил свет и на многочисленные вроде бы мелкие, но потенциально опасные нарушения, выявляемые в течение года. Тут и выходы на линии с нарушением режима работы и отдыха, когда водители были больными или сильно утомленными, и наличие чистых путевых листов уже с подписями механика и врача, что говорит об отсутствии медицинского и технического контроля, и нахождение за рулем с запахом перегара или вовсе в состоянии алкогольного опьянения. Трещев тогда говорил, что пусть сейчас статистика и неплохая, но рано или поздно все эти систематические нарушения дадут о себе знать. Как часто бывает — дали знать рано…
Не надо искать виноватых?
Впрочем ситуация настолько сложна и многогранна, что нельзя выбрать одну или две основные причины. Понятно, что в каждом конкретном ДТП всегда кто-то виноват, можно переложить вину и на пассажиров (что, кстати, нередко происходит), которые не держались крепко за поручень, хотя их об этом много раз предупреждали. Но если разбираться глобально, то получится такой запутанный клубок обстоятельств, что в итоге начинаешь ловить себя на мысли, что никто вроде и не виноват. Просто жизнь такая, так сложились обстоятельства... Но сложились они, и в этом нужно отдавать себе отчет, не сейчас и даже не вчера.
— Не хочу выглядеть пророком, но процессы, происходящие сейчас на дорогах Новосибирска, мы предвидели и говорили о них уже давно, — отметил координатор Новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов. — Главной проблемой нам, общественникам, видится подготовка водителей-профессионалов для отрасли, которая, на наш взгляд, просто провальна. Опытные водители неохотно идут работать в общественном транспорте, особенно муниципальном, из-за низких зарплат и отсутствия неких правил игры, стабильности, при которой можно прогнозировать и строить планы на годы вперед. Сейчас вот поговорим, трудно сказать, в который раз за последнее время, и разойдемся, а проблемы останутся. Нужны не какие-то отчеты и намерения, а серьезный, откровенный разговор о ситуации в отрасли в целом.
С Кириловым во многом согласился и президент саморегулируемой организации НП «Транспортный союз Сибири» Валерий Новосёлов, подчеркнувший, что четкой программы подготовки профессиональных водителей действительно не существует. Причем люди учатся нередко в государственных учреждениях и за бюджетный счет, но до бюджетных транспортных предприятий практически не доходят. Все по той же причине — нет понимания будущего, перспектив.
Другой аспект, влияющий на безопасность (это в большей степени относится к маршрутникам, но и водители автобусов, бывает, «балуются»), — гонка за прибылью. А это и скорость движения, и переполненные салоны (падают в транспорте, как правило, стоявшие пассажиры), и ранний уход с линии, так как вечером мало пассажиров. По мнению экспертов отрасли, очень многие вопросы можно снять при наличии единого заказчика транспортных услуг и полного отказа от расчетов наличными деньгами.
— Когда водитель автобуса или маршрутки будет получать деньги за конкретно выполненную работу — количество совершенных рейсов, он не будет гонять по улицам и утрамбовывать пассажиров как сельдь в бочку, — сказал Новосёлов.
Обсуждается это точно не первый год, есть понимание на всех уровнях, даже программы многочисленные существуют, а на деле мало что меняется. И вроде бы никто не виноват — у всех свои проблемы, обстоятельства, объективные трудности. В том числе и у нас, пассажиров, которые, как я уже говорил, «сами хороши»...
Занимательная арифметика проверок
Мы «хороши» тем, что массово живем в спальных районах, куда при нашей жизни вряд ли будет проведено метро, что хотим вовремя попасть на работу и не все имеем машины. Иначе с общественным транспортом можно было все решить кардинально...
Словом, задача понятна и всем знакома: попасть утром в автобус, троллейбус или маршрутку. В сфере перевозок маршрутными такси, кстати, в последние годы произошли заметные изменения в лучшую сторону. Маленькие, низкие «газели» уже считаются моветоном, в ходу комфортабельные, вместительные импортные микроавтобусы, где к тому же можно ехать стоя. В не очень дикий час пик стоя в каждой машине едут по 7 — 10 человек. Жалобы не принимаются — всем надо ехать, все хотят домой.
Ответьте на вопрос: вам часто встречался в последнее время принципиальный водитель маршрутки, отказывающийся перевозить стоящих пассажиров? То-то и оно! Мне подобный уникум за последние несколько лет попался лишь однажды, притом что по закону перевозка пассажиров стоя в маршрутных такси строго запрещена!
Я видел проверяющих из ЦУГАЭТ, считающих подобных пассажиров и записывающих номера маршруток. И даже штраф в 5 000 рублей существует за это нарушение. Только вот наказали за последнее время всего трех (!) перевозчиков. Да и что штрафа бояться, если любая маршрутка за пару дней легко делает искомые 5 000 рублей только на перевозке стоящих пассажиров. А мы соглашаемся, потому что надо ехать, надо успевать, а автобусов, особенно вечером, не дождешься.
Поэтому можно сколько угодно говорить о безопасности, но если нет вменяемых правил и людей, готовых их соблюдать, то нам только и остается крепче держаться за поручни, чтобы доехать живыми и невредимыми.
КСТАТИ
В случае если общественный транспорт подрезает сторонняя машина, зачастую очень сложно найти реального виновника, вынудившего водителя резко бить по тормозам. Простым и очевидным решением данной проблемы является поголовная установка камер видеофиксации на весь общественный транспорт, что позволит выявлять не только виновников ДТП, но и нарушения ПДД водителями личного транспорта — неправомерный выезд на выделенную полосу, неправильную остановку и парковку автомобилей. Федеральный закон в скором времени обяжет всех это сделать, пока же на весь Новосибирск комплексы видеофиксации (одна камера на дорогу и три — в салон) установлены только на 30 автобусах трех перевозчиков.
ЦИФРА
По данным Сибирского управления государственного автодорожного надзора, в Новосибирске около 1 700 остановок общественного транспорта (по данным мэрии Новосибирска — немного меньше), из которых лишь пять процентов полностью соответствуют всем стандартам безопасности, включающим в том числе и обязательное отсутствие торговых павильонов.