«Болтушка» для «железной лошадки»
Тридцать процентов проб бензина АИ-92 и дизельного топлива, взятых общественниками на АЗС Новосибирска, не соответствуют стандартам качества
Проблема качества горюче-смазочных материалов (ГСМ) неизменно вызывает жаркие дебаты в эшелонах власти, бизнес-структурах, а также среди простых автовладельцев. Пока государственные умы думают над тем, как поднять характеристики отечественного бензина до европейского уровня, автомобилисты задают куда более приземленный вопрос: как не нарваться на суррогат?
Контрольная закупка
В конце марта активисты общественных организаций: Фонда по защите прав потребителей «Гражданский патруль» и Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России — сделали контрольные закупки бензина АИ-92 и дизельного топлива на нескольких АЗС Новосибирска.
Проверку взятых на городских заправках проб проводила сертифицированная лаборатория проверки качества ГСМ нефтебазы «Красный Яр». Полученный результат воодушевил инициаторов акции на общественное порицание нерадивых продавцов — «железных коней» пичкают опасной для их жизнедеятельности «болтушкой», которая может привести даже к «летальному исходу». Был назван черный список из пяти АЗС, торгующих на территории Новосибирска некачественным бензином и дизельным топливом, что, как известно, является нарушением прав потребителей.
Из 11 проверенных проб только пять соответствуют Техническому регламенту и ГОСТ 305-82. В остальных было выявлено содержание запрещенных октаноповышающих присадок в АИ-92, а дизельное топливо не соответствовало температурным характеристикам.
Предыстория, которая свидетельствует о том, что поход общественников на заправки не просто акт их доброй воли, но и государственное задание, такова. В ноябре прошлого года активисты Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России обратились к губернатору Василию Юрченко с предложением создать комиссию по контролю за рынком ГСМ. Инициатива была одобрена главой региона. Возглавил комиссию министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергей Сёмка. На первом же заседании общественники предложили не только контролировать стоимость ГСМ, но и проводить проверки качества на новосибирских АЗС.
— Для чистоты эксперимента на заправках были взяты по три пробы самого ходового среди автомобилистов бензина АИ-92 и дизельного топлива, — разъясняет руководитель Фонда по защите прав потребителей «Гражданский патруль» Ростислав Антонов. — После чего все содержимое пластиковых бутылок было опечатано, пронумеровано и отправлено в лабораторию на проверку. Результат получился в принципе предсказуемый — ГСМ на заправках, принадлежащих крупным операторам рынка, соответствовали качественным показателям, более мелкие игроки отличились продажей некачественного топлива. Отмечу, наша общественная организация выступает против монополизации рынка ГСМ в регионе, и мы вовсе не хотим опорочить честь представителей малого и среднего бизнеса. Мы информируем и надеемся на улучшение ситуации, исправление ошибок.
Координатор Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов добавил, что подобные общественные проверки уже дали результаты, например, в Татарстане, где после создания отдела по контролю за качеством ГСМ при республиканском правительстве продажа некачественного бензина и дизельного топлива снизилась с 30 до 5 процентов.
В погоне за дешевизной
Парадокс ситуации заключается в том, что руководители «проштрафившихся» АЗС Новосибирска, как выяснилось, были не в курсе, что продают автомобилистам некачественный бензин и дизельное топливо. Дело в том, что в условиях АЗС умышленно сделать бензиновую «болтушку» невозможно, заправщики продают потребителям тот товар, который им доставили оптовики или перекупщики зачастую по «выгодно низким» ценам. Однако в обязанности добросовестного продавца входит проведение лабораторных исследований качества каждой поставки (цена вопроса от 5 до 20 тысяч рублей). Кто на этом экономит, тот в результате может проиграть по крупному.
Откуда же в автомобильных баках берется суррогат? По словам Владимира Кириллова, нефтеперегонные заводы (НПЗ), помимо автомобильного топлива, производят нефтепродукты и бензин, не предназначенный для использования в качестве автомобильного топлива. Эти нефтепродукты используются как сырье в химической промышленности, соответственно, они намного дешевле автомобильного бензина.
Нечистые на руку продавцы закупают их и продают как топливо. Естественно, винить производителя в этом нельзя, поскольку он не в состоянии отследить, куда уходит каждая партия. В то же время наладить контроль за их оборотом можно. Однако решать подобные вопросы надо на уровне государства.
Пока есть возможность реализовать под видом бензина откровенный суррогат, всегда найдутся желающие заработать на этом. Попытки отдельных регионов принять законы, предусматривающие материальную ответственность за торговлю некачественным топливом, пока не увенчались успехом. Правовых норм, по которым можно было бы подвергнуть серьезному наказанию продавцов суррогата, до сих пор не существует. Между тем реализацию некачественного бензина в полной мере можно расценивать как нанесение умышленного вреда чужому имуществу, поскольку в результате его использования владелец автомобиля может понести серьезные материальные издержки, связанные с ремонтом топливной системы.
Реальным решением вопроса общественники считают создание при минпроме области отдела по контролю качества ГСМ, а также разработку и принятие регионального закона по контролю за входящими и реализуемыми на территории области горюче-смазочными материалами.
КОММЕНТАРИЙ
Надежда СЛЕСАРЕВА, начальник отдела инспекции государственного надзора по Новосибирской области СМТУ Росстандарта:
— Специалисты нашего отдела проводят мониторинг качества нефтепродуктов, реализуемых на АЗС региона, согласно установленным планам. Говорить, что ситуация на рынке ГСМ складывается удручающая, нельзя. С начала текущего года в отдел не поступило ни одной жалобы от населения на некачественное топливо. Если посмотреть статистику 2012 года, то специалисты отдела провели 38 проверок, в восьми случаях были выявлены нарушения, из них по 12 обращениям граждан обнаружено четыре нарушения. Общая сумма штрафов составила 290 тысяч рублей. Конечно, наши проверки не внезапные. По установленным нормам мы должны предупредить о своем визите руководителей АЗС при внеплановой проверке за 24 часа, при плановой — за трое суток. Я считаю, что инициатива общественников по проведению контрольных закупок нефтепродуктов на городских АЗС и их дальнейшей экспертизе будет эффективна в том случае, если документы по выявленным нарушениям будут переданы в областную прокуратуру. По требованию прокуратуры специалисты отдела смогут провести внеплановые проверки и привлечь хозяйствующие субъекты, допустившие нарушения, к административной ответственности.