Чтобы жизнь продолжалась
Повезло на хороших людей
— Александр Петрович, если судить по общепринятым показателям, Усть-Таркский район вполне подходит под оценку «благополучный». Взять хотя бы текущий год. Все сельхозпредприятия по итогам работы за девять месяцев стабильно рентабельны. В районе давно нет должников по налогам. Успешно проведена уборка, урожайность составила 19,7 центнера зерна с гектара. Растет производство молока. Поделитесь секретами благополучия.
— Ну, к благополучию мы только стремимся. Пока же среди районов области считаемся крепкими середняками. На этом уровне и работаем.
Району повезло в том, что в самое трудное перестроечное время у руля сельхозпредприятий оказались серьезные, честные люди, толковые управленцы. Они не стали делить агробизнес и социальную ответственность перед людьми, своими односельчанами. Выживали, как говорится, всем миром, поэтому и не допустили на родной земле опустошения.
Хотя горячие головы тогда давали советы: надо сбросить животноводство как самую затратную отрасль и идти вперед налегке. Бросить — дело нехитрое, но чем тогда занять животноводов? Чем они заработают себе на хлеб? Наши хозяйства, как бы им трудно ни приходилось, сохранили и отрасль, и рабочие места.
Я благодарен старшему поколению сельских руководителей: Анатолию Николаевичу Кляйну, Михаилу Васильевичу Наумову, Хами Кенжеевичу Садвокасову, Сергею Викторовичу Безрядину, Петру Владимировичу Артищеву, Николаю Тимофеевичу Бондарю, Александру Дмитриевичу Михайлову. У каждого из них, конечно, свой характер, свои методы управления хозяйством, но в целом это команда единомышленников. Они патриоты своей малой родины.
— А молодые идут в сельхозпроизводство?
— Безусловно. Отметить хочу Владимира Анатольевича Харитонова. Он окончил Новосибирский агроуниверситет, учился в аспирантуре. Но в семье случилась беда: умер отец, Анатолий Викторович, директор ЗАО «Луч». Когда Владимир приехал, мы с ним поговорили по душам и он согласился продолжить дело отца. Третий год уже работает в «Луче» — и с людьми отношения нормальные, и в производстве дела идут неплохо.
Время сейчас горячее…
— Нынешнюю ситуацию в сельском хозяйстве не сравнишь с той, в которой мы оказались двадцать лет назад. Сейчас интересное, горячее время: обновляется технический парк в полеводстве, переоснащается база животноводства, внедряются новые технологии. Примеры приведу самые последние. С начала года хозяйства приобрели 5 тракторов, 14 зерноуборочных комбайнов и 4 кормоуборочных.
Значительно пополнилось основное молочное стадо. Несколько хозяйств решилось на основательную реконструкцию и даже строительство новых животноводческих помещений. Коровник с родильным отделением и телятником появился в ЗАО «Яркуль-Матюшкинское», два коровника для беспривязного содержания с доильным залом — в ЗАО «Родина», помещения для молодняка — в ЗАО «Угуйское», ЗАО «Дубровинское». Проведена реконструкция коровников в ООО «Богословское», в ЗАО «Еланское». Причем это не только новые стены, но и новое оборудование — молокопровод, холодильное оборудование, помещения для отдыха животноводов и рабочие кабинеты для специалистов фермы.
В строительстве и в реконструкции расчет делается в основном на собственные средства. Можно, конечно, подождать, когда удастся войти в государственные программы, но промедление в бизнесе, в том числе и в сельском, всегда опасно. Как говорится, кто не успел, тот опоздал. Государство и так в последние годы хорошо помогает агропроизводству. В прошлом году район из областного и федерального бюджетов получил в виде субсидий и компенсаций 51,6 миллиона рублей. Различного рода субвенции на 7,1 миллиона были предоставлены из районного бюджета. Ощущаем хорошую поддержку мы и в текущем году.
Деньги эти не уходят в песок. Урожаи сейчас собираем выше, чем в самые успешные советские годы. Раньше у нас было три-четыре доярки-трехтысячницы, а теперь весь район подбирается к этому уровню надоев. И есть уже первая ласточка следующего уровня: доярка ООО «Богословское» Татьяна Николаевна Куклина получила от каждой коровы своей группы четыре тысячи килограммов молока. Вот на нее и будут все равняться.
…И тревожное
— Вот вы говорите — благополучный район, а у меня тревога не проходит за судьбу этой территории и ее населения.
— По какому же поводу тревога?
— Сейчас население района — около 13 тысяч человек. А десять лет назад было 15 тысяч. Причина общеизвестна: молодежь заканчивает сельскую школу и уезжает учиться в город. А через пять лет это уже другие люди: они оценили качество жизни в городе и не рвутся на малую родину. Как их в этом обвинять?
Я вообще считаю, что молодежь у нас хорошая. Скажу больше — они умнее, лучше нас. Это только представить, что в наши молодые годы свалился бы на голову такой психологический прессинг — что бы с нами было? И кто в результате оказался бы сильнее духом, мы или они, еще вопрос.
Вторая причина обмеления населения тоже рядом с первой: из малых сел уезжают молодые семьи. На производство приходят новые ресурсосберегающие технологии, уже не требуется такого количества техники и, естественно, столько механизаторов. Да и детей за пятнадцать километров возить по грязи или определять в школьный интернат жалко. Но уезжают они не на центральную усадьбу своего хозяйства, а, как правило, в город. Люди-то сельские, золотые для нас, а в городе никому не нужные.
Тут ясно одно: лозунгами и призывами никого в село не заманишь и не вернешь. Надо, чтобы люди сами видели реальные преимущества сельской жизни, хотели здесь жить. А это будет, когда государство начнет активно вкладываться в обустройство сельской жизни — строить комфортное жилье, хорошие дороги, детские сады. Если, конечно, оно хочет, чтобы россияне потребляли экологически чистые, «родные» продукты, а не западное непонятно что.
Знаю, бытует мнение, что сельские районы — нахлебники на шее государства. Совершенно с ним не согласен. У нас нет ни клочка брошенной земли, объем производства только растет. Но отстает уровень жизни, качество инфраструктуры.
В нынешней ситуации эта проблема надолго, потому что подсчет, кому сколько полагается от бюджетного пирога, складывается всегда не в нашу пользу. Сейчас бюджет формируется исходя из плотности населения района. Если райцентром является город, где живут 50 — 100 тысяч человек, там и на развитие выделяются существенные средства. А наш район с его неполными 13 тысячами стоит на самой низшей ступеньке бюджетообеспеченности. Но в сельских территориях априори не может быть плотного населения: вокруг каждого села поля, пастбища, луга. Однако нашим жителям точно так же, как городским, требуются дома с коммунальными удобствами, школы, детские сады, доступная медицина и так далее.
И если мы лишены каких-то льгот в силу своей отдаленности, надо добавлять другими. Такой пример. В районы, что «сидят» на магистральном газопроводе, идут субсидии из вышестоящих бюджетов, от Газпрома: чтобы подключались к газу, начинали жить с современным комфортом. К нам газ не придет еще долго, если он вообще придет. Так восполните этот пробел другим — дайте, например, дополнительные средства на строительство жилья. В нем сейчас острая потребность, и с каждым годом она будет расти.
Мы много говорим о ресурсосбережении в экономике. Люди — это тоже ее ресурс, а уж селяне — самый надежный. Как они работают на севе, на уборке, на заготовке кормов! Ни дней, ни часов не считают! Мне кажется, у государства должна быть кровная заинтересованность поддержать таких тружеников, сделать их жизнь легче и благополучнее.
ЦИФРА
Господдержка Усть-Таркскому району с начала 2011 года составила 46 миллионов рублей.