Такие разные стартапы
Проекты последнего направления кажутся особенно интересными по той причине, что их авторы — в основном студенты университетов и школьники. Поражает, что молодёжь способна предлагать решения некоторых глобальных вопросов. К примеру, Вероника Пушко рассказала, как с помощью нанокерамической плитки можно решить экологическую проблему Новосибирской области:
— Изначально мы как студенты кафедры проблем экологии Новосибирского государственного технического университета занимались разработкой определённых проектных материалов, благодаря которым можно утилизировать золошлаковые отходы. Остатки от сгорания угля на ТЭЦ на самом деле очень большая проблема для Новосибирска, так как этот пепел занимает большую территорию. Если золошлаковые отходы не поливать определённым составом, их разносит ветрами. Сейчас у нас есть рецепт изготовления высокопрочной (за счёт нанокомпозиционной добавки) и дешёвой (за счёт использования золошлаковых отходов) плитки.
Девушка демонстрирует посетителям небольшие опытные образцы. Готовая плитка из материала, разработанного молодыми инноваторами, будет стоить 120 рублей против 300 рублей за обычную керамическую плитку. Однако для продвижения проекта нужно по меньшей мере 1,52 миллиона рублей: столько стоит пресс, с помощью которого можно изготовить большие образцы продукции.
На площадках «Стартап-Кампуса» демонстрируются и законченные проекты, которые уже находятся в производстве. Заказ на поставку тепловизионных прицелов для стрелкового оружия уже поступил от министерства обороны и спецслужб. Александр Голицин, один из разработчиков прибора из Конструкторско-технологического института прикладной микроэлектроники Сибирского отделения Российской академии наук, объяснил, что прицел предназначен для наблюдения местности и обеспечения прицельной стрельбы в совершенно непредсказуемых условиях.
— В отличие от остальных подобных приборов он помогает видеть сквозь туман, дым, снег и в полной темноте. Обычно это возможно благодаря подсветке. Нельзя сказать, что это уникальная разработка, поскольку есть зарубежные аналоги. Но для России это наиболее удачное исполнение. Здесь ударопрочный корпус, уникальная система подвижки линз, которая позволяет фокусировать объектив так, чтобы ось прицела не сбивалась.
Всем желающим Александр предлагает своеобразный эксперимент: если взглянуть сквозь прицел на руку, находящуюся в это время в чёрном пакете, то прибор «сотрёт» преграду. Кроме того, если оставить на столе отпечаток руки, то разработка позволяет видеть его до тех пор, пока он «не остынет». Только вот прибор недешев — стоит около миллиона рублей. Хотя, по словам Александра Голицина, прицел, помимо прочего, планируют поставлять и в охотничьи магазины.
— Сейчас мне показали некоторые замечательные стартапы, которые сегодня выглядят как игрушки, но совершенно точно скоро будут реализованы, — обратился к участникам и гостям «Стартап-Кампуса» губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. — Здесь есть некоторые инноваторы, которых я знаю и которые уже достигли определённого результата. Они получили признание, начинают продавать свои знания. Подобные площадки «Интерры» организованы специально для того, чтобы вы могли общаться друг с другом, обсуждать проекты с экспертами, научными руководителями, бизнесменами. Я уверен, что за три дня форума сюда придут предприниматели, которые, возможно, захотят с вами сотрудничать. Я желаю, чтобы вы дорого продали свою идею, для того чтобы у вас были финансовые ресурсы думать, разрабатывать новые идеи. Также эти ресурсы есть и в Фонде развития малого и среднего предпринимательства и в Венчурном фонде.
Демонстрационные площадки «Стартап-Кампуса» будут работать до закрытия международного молодёжного инновационного форума «Интерра».
ДОСЛОВНО
Денис ОБУХОВСКИЙ, куратор площадки «Стартап-Кампус», заместитель директора Фонда поддержки молодёжных инициатив Новосибирской области:
— На «Стартап-Кампусе» молодые команды могут «прокачать» свой проект. Если он дозрел, то можно привлечь реальные инвестиции и внедрить его в производство. Если проект находится в стадии разработки, то существует множество возможностей, чтобы довести его до ума. Мы разбили пространство торгово-выставочного центра «Манхэттен» на три зоны. На первом этаже идёт презентация тех наработок, которые уже существуют. На втором — молодёжные команды могут получить определённую поддержку. Третий этаж — это этаж инвестиционного доращивания: там проходят переговоры, помогающие найти партнёров, заказчиков и инвесторов.