USD 105.0604 EUR 110.4943
 

На струнах души

Евгений ЧУРИЛОВ
На сцене —  один из участников концерта Борис Иванович. Фото из архива фестиваля
На сцене — один из участников концерта Борис Иванович. Фото из архива фестиваля

Жанр ни при чём
Конечно, проведение фестиваля подобного жанра в стенах филармонии стало для некоторых неожиданностью. Но, уверяю вас, дурновкусия на сцене не было и быть не могло. А также никогда, я убеждён, не будет. Дело в том, что концерт-фестиваль был организован и проведен инициативной группой, возглавляли которую люди в Новосибирске известные и уважаемые — Александр Жагоров и Анатолий Олейников.

Первый уже много лет является заместителем председателя Сибирского отделения Союза композиторов России. Он — заслуженный работник культуры России, много лет руководит высокопрофессиональным музыкальным коллективом — новосибирским ансамблем «Ретро», широко известным далеко за пределами нашего города. Второй, Анатолий Анатольевич Олейников, — генеральный директор новосибирского машиностроительного завода «Буровая техника», председатель Сибирского фонда по увековечению памяти Владимира Высоцкого, главный редактор литературно-художественного альманаха «Купола», председатель оргкомитета фестиваля авторской песни «Свой остров» в Новосибирске, автор-исполнитель собственных песен, в том числе десятка прекрасных музыкальных аудиоальбомов. Именно он был инициатором, организатором и спонсором создания и установки памятника Владимиру Высоцкому у театра «Глобус».

Можно было бы написать много интересного и значимого и про остальных организаторов и участников фестиваля, но не хотелось бы отвлекаться от основной мысли. Да, современный слушатель давно и прочно напуган французским словом «шансон» в его русском звучании. Причем в два последние десятилетия, когда с легкой руки того же радио «Шансон» сюда наряду с трогательными балладами и историями из мирной жизни вдруг попали блатные и лагерные песни. При этом везде они официально назывались шансоном: жанр мутировал, люди привыкли. На этом фоне нужно было иметь большое мужество, чтобы решиться на опровержение привычного заблуждения, реабилитацию жанра, так много значащего в нашей песенной культуре. Ведь именно в этом ключе творили и творят и Утёсов, и Высоцкий, и Галич, и Розенбаум, и Митяев, и Макаревич, и многие другие. В этом же направлении работают и многие новосибирские авторы и исполнители.

Без права на сбой
Мне как ведущему фестивального концерта было очень интересно пообщаться с ними вживую. Серьёзные люди, среди которых много профессиональных музыкантов, проведших на сцене большую часть жизни, волновались перед выступлением, как дебютанты. Непривычный формат выступления, уровень зала настраивали на очень серьёзный, немного нервный лад: сцена филармоническая, поэтому права на сбой нет!

Песенный репертуар был очень обширен: и хорошего уровня эстрада, и городской романс, и элементы авторской песни, и серьёзные работы беспримесного рокового звучания, и военные баллады, и, куда денешься, промелькнула тут и «невольничья», гулаговская тематика. Вообще, странно было бы ожидать, что в таком народном и искреннем жанре, не получит отражения то, что болит и помнится…

Концерт прошел чисто, органично, на одном дыхании. По этой причине не хотелось бы выделять кого-то особо, указывать на разницу уровней, данных, творческого потенциала и его реализованности. Оставим это право и привилегию будущим зрителям и слушателям. Добавим, что абсолютно все участники были искренни, открыты и, по моему глубокому убеждению, выложились полностью. Я также убеждён, что дело, начатое концертом 4 июня, следует развивать, продолжать, выходя на новые уровни и обогащая нашу песенную культуру. Шансон располагает к доверительному общению автора, исполнителя и слушателя, опирающемуся в первую очередь не на формальные планки высокого-низкого, а на струны души, доброты и искренности.