USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Непридуманные пьесы Юрия Мирошниченко

Светлана ДРОЗДОВИЧ
Юрий Мирошниченко среди своих героев
Юрий Мирошниченко среди своих героев

Герои Мирошниченко не спинозы, но мыслящие тростники. Порой по поводу самых ординарных событий они приходят к умозаключениям, равным каким-нибудь высоким словам классической трагедии, как, например, астроном из комедии «Кукла»: «Я наблюдал за жизнью планет, бродил по дорогам Вселенной. Я узнавал небесный мир, и он становился мне ближе и понятнее, чего, к сожалению, не скажешь о моем земном существовании. Сказать, что все в этой жизни взаимосвязано, что, обретая в одном, мы теряем в другом, что за все надо платить и т. д. и т. п. — значит не сказать ничего. Земля, деревня с ее обитателями так и остались для меня тайной, терра инкогнита».

На фантастической способности услышать вечность в «мусоре жизни» основаны приемы, казалось бы, неожиданных, но на самом деле очень точных сюжетных параллелей. Так, в пьесе «Зверь Машка» бытовая ситуация выходит на уровень фантасмагории, анекдотичный случай (чудик Федор соглашается с просьбой владельцев перекормленной свиньи убить животное, долго борется с ней и не возвращается после охоты, о чем все благополучно забывают, а после в банальной бытовой суете даже не способны оплакать соседа) становится притчей: низменная, свинская жизнь людей все человеческое измельчает до крайности. Но, как ни смешно, новый виток жизни убогих, приземленных персонажей идет по новому свинскому кругу — в финале они бегут по случаю купить дешевых поросят.

О своеобразии пьес Юрия Мирошниченко немало размышляли критики и режиссеры, ищущие стилистику будущих постановок. Самый распространенный термин, найденный для его сочинений, — фантастический реализм. И комедии, и трагедии его объединяет видение темы, пронизанное юмором и сочувствием. Абсурд, дурацкость, бездуховность и скудость мира не явлены отдельно — все беды, весь распад одновременны с духом родной, воспроизводимой для театра жизни, полной дружбы, мужества, терпимости, силы и права быть собой.

Похоже, драматург изобрел свой собственный способ рисовать абсурд жизни, на который он смотрит не только со стороны, но понимает изнутри и любит эту нелепую и по-своему святую Родину. Будучи выпускником ВГИКа и сценаристом многих замечательных документальных фильмов, в том числе и о российской глубинке, он мыслит не только сценически. Его писательское око еще и кинематографично — отсюда пьесы, как картинки жизни запечатленные, как будто смотришь на них в натуре.