Какая чудная игра!..
И чувство это не обязательный атрибут всякой премьеры. Обычный алгоритм встречи с театром: сначала спектакль, счастье — потом… Если повезет. Может быть, и снизойдет… Тут был особый случай: в спектакле по пьесе Дмитрия Липскерова «Школа с театральным уклоном», поставленном на малой сцене главным режиссером «Красного факела» Александром Зыковым, исполнителями ролей (их всего две) были заявлены Лаврентий Сорокин и Сергей Новиков. Мастера, заслуженные артисты, в самом лучшем смысле — любимцы публики, никогда, однако, прежде не игравшие на одной сцене. Потому что Сорокин — краснофакелец, Новиков служит в театре под руководством Афанасьева.
Предвкушение питало, несомненно, и то, что они такие разные — любитель контрастов и головокружительных перепадов в роли — от невероятной жесткости до пронзительной лирики, порой взнервленный до какого-то инфернального порога Сорокин и теплый, мягкий в переливах чувств, удивительным образом сочетающий в своем облике черты «доброго барина»-дворянина и в то же время простовато-плутоватого русского мужичка Новиков…
Такими же разными, на первый взгляд, видятся и их герои: живущий в школьном спортзале бесквартирный физрук Трубецкой, величающий себя аристократом, и его приятель, учитель географии Серж — человек без особых амбиций, склонный к компромиссам с самим собой и покладистый к чужим недостаткам. Оба, безусловно, «несостоявшиеся» и такие же, безусловно, талантливые люди.
И это единственное, что можно сказать о персонажах пьесы Липскерова более-менее достоверно. Как и то, что физруку надо побыстрее покрасить к новому учебному году спортзал, чтобы выкроить им обоим недельку для рыбалки, потому как именно «в августе хороший клев»…
Возникают театральные ассоциации? Правильно — вампиловская «Утиная охота». Подобных ниточек-ассоциаций-реминисценций у автора множество. Главная — «весь мир театр, и люди в нем — актеры». Недаром прозу Липскерова, что применимо и к драматургии, сравнивают с «рогом изобилия», «зеркальной комнатой», в которой все герои волшебным образом множатся и меняют в зависимости от освещения и угла зрения не только свое обличье, но суть... Поэтому хотя в этом спектакле на сцене лишь два актера и минимум реквизита, мы проживем вместе с ними такую многонаселенную, полную страстей, мудрую, горькую и захватывающую историю, что с нею по включенности зрителя «в процесс» не сравнится никакой самый авантюрный телесериал с длиннющим списком действующих лиц и исполнителей в конце каждой части.
Причем, если герой Сорокина Трубецкой, задавая условия игры, ведет кантилену образа, не прерывая ее в самых экстремальных условиях, то Новиков-Серж (он же граф Винницкий, тореадор Хулио, охотник Иван) проявляет чудеса партнерской и артистической чуткости, «впрыгивая» в новую роль, как в вагон экспресса, на ходу... И это самое привлекательное для зрителей свойство премьерного спектакля: поражаясь новым поворотам сюжета, восхищаться виртуозным мастерством актеров, любоваться тем, что «вера в предлагаемые обстоятельства», как у персонажей, так и у исполнителей, абсолютно детская, то есть по-детски гениальная.
И все это было бы действительно милым развлечением, если бы в художественном пространстве пьесы, а за ней и спектакля, обозначенном узнаваемыми культурологическими вешками и наполненном блестящей игрой исполнителей, не прочитывались и не резонировали в сердцах зрителей очень серьезные и глубокие темы. О жизненном предназначении каждого из нас, о вечном противостоянии и невозможности существования одному без другого «женского и мужского миров», любви к женщине и любви к ближнему, предательстве и прощении, долге и чести…
«Думал, что Россия перестала рожать Чеховых, но ошибся», — сказал о пьесе Липскерова Марк Захаров, поставивший ее в начале 90-х в «Ленкоме» в двух составах (Янковский — Караченцов, Абдулов — Збруев). И то, как звучат эти темы у Лаврентия Сорокина и Сергея Новикова, сполна отвечает высокому «чеховскому» статусу.
Словом, сделав ставку «не на мастерство, в смысле владения ремеслом, а на личность, человеческую индивидуальность, глубину, мироощущение актеров», как признался перед премьерой режиссер, он, безусловно, выиграл. Выиграли и мы, зрители. Какая чудная игра!