Сибирский Аксаков
Ответ окажется простым и очевидным, если мы проследим кратко его жизнь, всецело отданную служению Отчизне.
А. А. Черкасов родился 24 (12 по старому стилю) декабря 1834 года в г. Старая Русса Новгородской губернии. Его отец был горным инженером и страстным охотником. Сын унаследовал от отца как привязанность к горной профессии, так и любовь к природе.
После окончания Петербургского кадетского корпуса А. Черкасов был направлен в Нерчинский горный округ. В Забайкалье он работал в золотоискательских партиях, любил бродить с ружьём по тайге и, общаясь с местными охотниками, с интересом слушал их рассказы о повадках зверей и птиц, записывая их на досуге. Так постепенно в нём просыпался писательский талант.
В конце 1871 года А. Черкасов был переведён в Алтайский горный округ, а через год был назначен управляющим Сузунским медеплавильным заводом. Исполнение новых служебных обязанностей требовало много времени, что огорчало его страстную натуру. Так, в письме к своему приятелю Кудрявцеву, сыну его первого забайкальского охотничьего наставника, он посетовал, что теперь охота для него умерла.
Через некоторое время стало известно, что в здешние места прибывает знаменитый немецкий зоолог Альфред Зигмунд Брем. Позднее Черкасов вспоминал: «Весною 1876 года мы с радостью узнали, что Брем уже путешествует по южной окраине Алтая и в скором времени будет в Барнауле. Я тогда ещё служил в Сузунском медеплавильном заводе и соболезновал о том, что лично не увижу такого популярного человека. Какова же была моя радость, когда меня, как управляющего заводом, потребовали по делам службы в Барнаул.
Я ожил надеждой повидаться с Бремом, а с этим чувством явилось упование провести с ним несколько дней и побывать на охоте…».
Черкасов и Брем всё-таки встретились и подружились. Александр Александрович преподнёс дорогому гостю свои «Записки охотника Восточной Сибири» с шутливой стихотворной надписью:
Брем! Муж познаний и науки,
Когда заснуть
не сможешь ты, —
Возьми, брат, эту книгу в руки,
И сон прервёт твои мечты!
Кстати сказать, эта книга очень понравилась Брему, и он, вернувшись из путешествия по России, содействовал её изданию в Германии и во Франции.
В СССР «Записки» А. А. Черкасова издавались несколько раз. Последний раз были изданы в 1990 году стотысячным тиражом. А вот цикл очерков «Из записок сибирского охотника» и рассказов «На Алтае», первоначально печатавшийся в московском журнале «Природа и охота» в 80 — 90-х годах XIX века, был издан отдельными книгами лишь столетие спустя. В очерках и рассказах ярко отражены не только натуралистические наблюдения, но и быт, обычаи, привычки, приметы и суеверия местного населения, в том числе и сузунского.
Александр Александрович Черкасов прослужил управляющим Сузунским медеплавильным заводом почти 11 лет.
Сузунцы не без основания считают его основателем художественной литературы о Сузуне и его окрестностях. Приведём несколько примеров его наблюдений из книги «Из записок сибирского охотника»:
«В Сузунском заводе на пруду 9 октября появились чёрные лебеди… 15 октября утром 31 градус по Р., и в этот день служащий Широков увидел голубую чернеть против своего дома на быстрине незамерзшей шиверы. Тетеревей высыпало со степи столько, что по всей лесной окрестности Сузунского завода их целые табуны, так что такое множество дичи бросается в глаза и присмотревшимся к этому сибирякам.
Как курьёз не могу не заметить, что 5 октября при такой стуже у госпожи Быковой курица выпарила цыплят и спустилась с ними с вышки сарая, где она и скрывалась, не замеченная хозяйкой. Увидя на полу натуршившуюся хохлушку и не зная, в чём дело, хозяйка подняла курицу, но из-под неё «посыпались цыплятишки», которые тотчас были унесены в избу, и, как слышно, растут в совершенном здравии и благополучии цыплячьего мира». (Речь идёт об осени 1882 года, которая была очень суровой).
В сборнике рассказов «На Алтае» А. А. Черкасов описывает флору и фауну окрестностей Сузуна.
«К северо-западу от Барнаула, в 125 верстах вниз по Оби, лежит Сузунский медеплавильный завод, со всех сторон окружённый когда-то могучим бором, который отчасти сохранился и до настоящих дней, несмотря на то, что завод пользуется им уже более ста лет, а частые лесные пожары сильно повлияли на его здоровье».
Характеризуя жизнь сузунских рабочих, Черкасов с горечью отмечал, «что эти труженики кушают не жирно. Нередко весь их обед заключается в бутылке молока или кваса и куске хлеба. Реже приносятся пироги из тёмного теста с мелкой рыбёшкой…». И в то же время с искренним восторгом удивлялся: «Нигде я в такой массе населения не видал такого количества престарелых, как в Сузуне. Тут что ни старик, что ни старуха, так и клади смело 80 или 90 лет! Здесь они словно старые грибы в запустевшем лесу!.. Точно они замаринованы и никакая плесень не подтачивает их крепкий организм».
К сожалению, о нынешних сузунцах этого не скажешь.
В недавно вышедшем сборнике «Сузун литературный. Из прошлого в настоящее», подготовленном В. С. Зотычевым, приведены краткая биография А. А. Черкасова и отрывки из его произведений, отражающие сузунский период жизни писателя
Осенью 1883 года он вышел в отставку в чине статского советника и поселился в Барнауле, где прожил семь лет и был избран городским головой. После этого он переехал в Екатеринбург. Там А. А Черкасов прожил последние годы, совмещая литературную деятельность с обязанностями, как и в Барнауле, городского головы. Умер в 1895 году.
Будучи талантливым писателем-натуралистом, Александр Александрович Черкасов получил признание как своих коллег, так и читателей. Его произведения были признаны «энциклопедией сибирской охоты», их ставили в один ряд с произведениями Ивана Сергеевича Тургенева и Сергея Тимофеевича Аксакова. Библиофил и краевед Евгений Дмитриевич Петряев, занимавшийся исследованием творчества А. А. Черкасова, назвал его «сибирским Аксаковым». Книга А. А. Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири» вошла в число источников «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля и «Словаря современного русского литературного языка», изданного Академией наук СССР в 1950 — 1965 годах.
Произведения Александра Александровича Черкасова представляют большую художественную и познавательную ценность.