USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Молодые поцелуи Золушки

подготовили Татьяна ШИПИЛОВА и Сергей ДЯТЛОВ (фото).
Прекрасная незнакомка подняла вуаль и все узнали в ней Золушку (Юлия Неженцева).
Прекрасная незнакомка подняла вуаль и все узнали в ней Золушку (Юлия Неженцева).

От поистине чудесных эмоций, что вызвала эта с детства знакомая история в их душе.

И, конечно же, такой успех, как и выделившие работу петербуржцев две «Золотые маски», не есть счастливое стечение обстоятельств или сумма дерзких приемов постановщиков. Разгадывание секретов Россини, погружение в его стиль шло довольно продолжительное время плюс два года проводились «опытные испытания» — концертное исполнение оперы по частям.

В результате сложнейшая для вокалистов, а для публики восхитительно озорная, искрящаяся фиоритурами бельканто комическая опера двадцатипятилетнего композитора обрела в данном конкретном спектакле ту совершенную форму, которая не оставляет у слушателей вопросов по поводу актуальности оперного жанра.

Главная героиня здесь — музыка. И уже увертюра привела на сцене в движение все — огромные старинные пюпитры с нотными листами, которые собственно и являются основной составляющей сценографического решения спектакля; пританцовывающую массовку, которая на самом деле, как потом окажется, — великолепный мужской хор, пение которого головокружительно сочетается, например, со звучанием двух сопрано — сестер Золушки, а также баритона и баса (оруженосец принца и отчим «замарашки»)… Да, впрочем, здесь все великолепно сочетается со всем: оркестр, вокалисты, клавесин (он находится на сцене и музыкант активно участвует в действии); да, наконец, натужные выдохи сестер, занимающихся фитнесом, — с ансамблевым пением других персонажей.

Причем — это читается вполне определенно — у режиссера Александра Петрова нет, как случается сегодня довольно часто с другими постановщиками, стремления осовременивать давнюю историю, в данном случае старую волшебную сказку во что бы то ни стало. Все «фишки» и выдумки идут от музыки: возникает даже некое метафизическое (а по ощущениям реальное!) впечатление, что Петров и Россини работали над спектаклем… в тандеме.

Ну вот, например, на балу появилась Золушка, и папарацци с камерами, микрофонами окружают ее. Голос подал переодетый в простого оруженосца принц или, наоборот, переодетый в наследника престола оруженосец — и толпа журналистов устремляется к очередному «ньюсмейкеру». Музыкальные ходы и пассажи на наших глазах постоянно материализуются. Даже автографы героиня раздает ритмически точно, будто отбивая такт. От этой гармонии музыки и действия, помимо эстетического, часто возникает и (безусловно, срежиссированный) комический эффект.

Иронично и изящно венчая спектакль, многое объясняет финал. По сюжету все точки над «i» многократно расставлены: Золушка и принц нашли свою любовь, героиня простила своих мучителей, добродетель восторжествовала, но… музыка не кончается: Россини не может остановиться, и персонажи поют и поют! (Кстати, нотный текст написан на огромных валиках, «опоясывающих» враз всех участников спектакля, и которые они сами «вручную» вращают.) Но поскольку музыка восхитительна (нет, божественна!), ее слушал бы и слушал… И сцена, и зал попали в ловушку — они пленены, но что это за прекрасный плен!