Разум всё-таки… победит?
Впрочем… то ли еще было? Маленький спутник большого Новосибирска имеет определенную историческую закалку, опыт не только борьбы с «негожими обстоятельствами», но и успешного роста вопреки оным.
Подобные «нормативные» городки разного профиля, напомним, в советское время сполна зависели от своих научно-производственных комплексов, от градообразующих предприятий (в данном случае это Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор»). Однако, лишившись с распадом СССР госзаказа, вынуждены были искать пути выживания.
Сообща определили понятие наукоград, приемлемую для себя форму государственной поддержки. Но добились ее не сразу: поселку Кольцово, первому за Уралом и четвертому в России, означенный статус был присвоен лишь в 2003 году — главным образом благодаря стараниям мэра Николая Красникова и его команде. Такой прорыв многие сочли едва ли не фантастическим. Ведь изначально в наукоградное движение объединились городки центральной части страны, которые к тому же роднил идентичный профиль (атомная проблематика). А тут мы из своей «медвежьей Сибири», да еще и с биотехнологическим уклоном… Тогда же, в 2003 году, была принята первая комплексная программа развития Кольцово, основанная на трех китах: федеральные, областные и собственные его средства. У городка открылось буквально второе дыхание. И, соответственно, новые перспективы.
«С момента получения статуса наукограда мы активно продвигаемся вперед, — констатирует Николай Красников, бессменно возглавляющий поселок с 1991 года. — Мы развиваем нашу экономику, научно-производственный комплекс, строительство, социальную сферу, поддерживаем молодежь. Но в этом году перед нами встала задача: перестроиться с учетом сложившихся обстоятельств в экономике. И тем не менее как-то сохранить этот полет, не обжечь себе крылья».
Отметим, программа развития наукограда принимается сроком на пять лет. Так, прошлый год, заваривший известную мировую кашу, стал для Кольцово годом начала новой пятилетки. Условия финансирования наукоградов остались прежними, в федеральном бюджете сохранилась им посвященная отдельная строка. Но суммы поступлений объективно стали меньше. Возникла необходимость выработать и на местном уровне специальный правовой акт, который бы утвердил механизм финансирования наукоградов в кризисных условиях. И год начала новой пятилетки, посвященный отчасти решению «внеплановых организационных вопросов», внес таким образом коррективы в процесс реализации заданной на 2008 — 2012 гг. программы развития Кольцово. «Мы попали в «межсезонье», — продолжает Николай Красников, — но при этом не смогли отказаться от ряда проектов, которые уже начали воплощать».
Теоретически можно было бы часть проектов «заморозить», ссылаясь, как теперь модно, на кризис. Нет денег — и баста! Красников же рискнул ничего не «морозить», а реализовать-таки намеченное, пусть в более растянутые сроки. Знал бы, как говорится, где упасть… Теперь уже все знают: на прошлой неделе областное Следственное управление СКП (Следственного комитета при прокуратуре) РФ и областное управление ФСБ отчитались о возбуждении против главы Кольцово уголовного дела. Подозревается он в злоупотреблении служебными полномочиями и служебном подлоге. А закрутилась эта неприятная карусель вокруг... 13-ти километров электрического кабеля, который был приобретен для строительства в поселке новой распределительной подстанции. Но вот уложен не в те сроки, которые прописаны в документах.
По данным Следственного управления, в октябре 2008 года администрация Кольцово в лице Николая Красникова заключила муниципальный контракт с фирмой «Проспект» (главным местным застройщиком) на строительство внеквартальной высоковольтной сети электроснабжения за счет средств федерального бюджета. В скором времени фирма отчиталась о выполненных работах, в том числе за поставку кабеля на сумму более 8,2 миллиона рублей, хотя кабель, по тем же данным, поставлен не был. «Несмотря на это, Николай Красников распорядился перечислить деньги на счет строительной фирмы», — сказано в сообщении СКП. Означенная нестыковка была выявлена Росфиннадзором, и Красникову поступила рекомендация: в качестве штрафной санкции за нарушение условий договора выставить «Проспекту» счет на 635 тысяч рублей. Далее — пресловутый парадокс: документально заданный распорядок действий пошел вразрез с «назиданием разума».
Дело в том, что встречная проверка, которую Росфиннадзор устроил «Проспекту», показала: кабель приобретен и благополучно покоится на складе. Просто пока еще в траншею не уложен — ждет своего часа. В том же, что это вот-вот произойдет, Красников не сомневался. И разумным в данной ситуации счел-таки… санкции не предъявлять. «Причем, — продолжает он, — администрация Кольцово на тот момент уже задолжала «Проспекту» около 15 миллионов рублей. Мы должны были срочно выкупить у него помещения, в том числе под библиотеку, которую переселили, чтобы расширить находившийся с ней в одном здании детский сад. Ведь когда у муниципалитета возникли затруднения с финансами, фирма начала сама свои деньги вкладывать, чтобы только не останавливать строительство. Но что в итоге получилось? Мы задолжали нашему застройщику. И мы же теперь обязаны потребовать с него пеню!» Кстати, кабель был-таки впоследствии уложен. Но следственные органы продолжают настаивать на штрафе в 635 тысяч рублей, поступление которых в бюджет наукограда от фирмы «Проспект» Николай Красников так и не обеспечил.
«Нам скрывать нечего, мы открыты для любых проверок и можем предъявить на рассмотрение любые документы, — сказал он, встретившись на этой неделе с представителями СМИ в пресс- клубе Новосибирского союза журналистов. — Но я хочу, чтобы во всем теперь профессионально разобрались компетентные специалисты», — добавил он, памятуя о шокирующем резонансе, который повлек за собой этот горемычный кабель. Известно, что дома и в рабочем кабинете Николая Красникова, а также во всей администрации следственные органы устроили, по его словам, «унизительные обыски, по пять-шесть часов». А на сессии поселкового Совета, где утверждался бюджет на 2010 год, присутствовал прокурор... «Однако если бы действительно было что-то «этакое» найдено, я бы сейчас тут с вами не сидел», — обратился Николай Григорьевич к прессе.
Так что же случилось? И стоит ли на самом деле означенная «нестыковка в документации» таких маневров в отношении кольцовского мэра? Выводов пока никто не делает. «Я тоже не знаю, что происходит за кадром и кому это выгодно, но повторяю: я — за профессиональный подход к прояснению ситуации», — заключает Николай Красников. На этой неделе он обжаловал возбуждение против него уголовного дела.
А тем временем…
…депутаты Совета депутатов Кольцово обратились с открытым письмом к Полномочному представителю Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолию Квашнину, губернатору Новосибирской области Виктору Толоконскому и председателю Новосибирского областного Совета депутатов Алексею Беспаликову. В письме депутаты обращаются с просьбой «употребить свои авторитет и влияние для защиты чести и достоинства главы муниципального образования, трижды избиравшегося подавляющим большинством населения».
Полный текст опубликован на официальном сайте Кольцово (www.kolcovo.ru)
Виктор Толоконский выразил убеждение, что Николай Красников должностных преступлений не совершал.
«Знаю Николая Григорьевича очень давно, убежден, что никаких здесь нет злоупотреблений, никаких нет интересов личных, если в чем-то не совсем правильно оформлены документы, это надо рассмотреть, и мы будем участвовать в этой проверке, — сказал губернатор. — Я за то, чтобы следственные органы подробно, качественно разобрались и сделали свое заключение. Ситуация мне понятна, и никаких претензий у меня к главе муниципалитета Кольцово нет. Нужно было эти деньги направить на приобретение кабельной продукции — кабель приобретен, кабель есть, а то, что в зимнее время он не был уложен, однако фигурировал как законченный строительный объект — это дело управленческой технологии, это не должно ставиться в вину, тем более главе муниципалитета, который сам не организовывает строительный процесс», — заключил глава Новосибирской области.