USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Секреты магии балета

Марина ТАЛАЛОВА. Фото автора.
Балетная мозаика города Кемерово.
Балетная мозаика города Кемерово.

Столица сибирского профессионального балета становится столицей балета любительского уже второй раз подряд. В этот раз на танцевальный форум собрались восемь ансамблей классического танца из Кемерово, Барнаула, Белово, Новокузнецка, Челябинска а также из Пермского края, Пензенской области. Еще пять коллективов — новосибирцы.

Организаторы конкурса — Министерство культуры РФ, Российский дом народного творчества, департамент культуры Новосибирской области и Новосибирский областной Дом народного творчества — позаботились о том, чтобы дети и педагоги получили как можно больше пользы от этой творческой встречи классических ансамблей. Чему способствовали мастер-классы и открытые уроки в хореографическом колледже, посещение спектакля театра оперы и балета, конструктивные обсуждения. Классика есть классика, и самодеятельным коллективам здесь надо учиться и учиться, прежде всего у профессионалов.

Общепризнанно, что классика — сложная сфера приложения творческих сил любителей-танцоров. Это главная причина того, что ансамблей такого направления становится в наших Домах культуры все меньше. Не у многих хватит терпения работать часами у балетного станка, оттачивая месяцами и годами одно движение. Профессиональная балетная сцена уготована избранным. Но танцевать в пуантах и кружиться в пачке лебедя хочется многим девочкам, будь они высокими худышками или низенькими толстушками. Красота классических движений завораживает их, как бабочек, летящих на костер. И их счастье (да и счастье их родителей), что это — очистительный костер искусства танца...

Отточенность и красота движений — главные критерии в оценке классических па. Но без одухотворенности, к которой призывает и само название фестиваля, нет танца. Иначе бы дети и студенты не отдавали бы классике всё свободное время и силы. И результат иногда превосходит даже ожидания педагогов, которым приходится преодолевать множество «не могу» и «не хочу» маленьких танцоров, прежде чем из неуклюжих утят вырастут прекрасные лебеди. Вот и кемеровский ансамбль «Балетная мозаика» (руководитель Татьяна Гамидова), ставший лауреатом в номинации «Классический танец», выпестовал таких потрясающих «маленьких лебедей», которые, возможно, неплохо бы смотрелись и на сцене большого тетра Сибири!

Да и многие юноши, особенно воспитанники челябинского педагога Юрия Краснопевцева, чем не потенциальные претенденты на профессиональную сцену? Блеснули и девушки из новокузнецкого ансамбля «Фуэте» (тоже лауреат фестиваля) своими мастерски исполненными композициями «Двухголосие» и «Пиаф», поставленными под руководством педагога Галины Барановой. Но это уже из неоклассики.

Именно неоклассика становится все более популярной среди любительских коллективов, с присущими ей свободной пластикой и упрощенными элементами классического балета. И, что скрывать, многое в этом направлении у любителей — как балетмейстеров, так и исполнителей, — выглядит очень ново, интересно и может стать со временем конкурентоспособным в сопоставлении с профессиональным балетом. Что неудивительно: многие западные труппы пришли в современный балет из любительских студий. Вот и сейчас, например, удивил жюри и зрителей неоклассической хореографией на музыку Альфреда Шнитке «Моцарт а ля Гайдн» барнаульский ансамбль классического танца «Эос». Его руководители не боятся экспериментировать с неоклассикой, основанной на хорошей классической школе подготовки. Потому алтайцы увезли домой, кроме лауреатской награды за традиционную классику, еще и специальный диплом «За оригинальное решение номера» балетмейстера Марины Корниловой.

Руководитель «Эоса» Наталья Кровякова поделилась своими впечатлениями:

— Мне очень нравится организация фестиваля, объективность жюри. Мы знаем свои пробелы, у нас их достаточно, в первую очередь оттого, что мы — непрофессиональный коллектив. Несмотря на трудности в стране, я не увидела какого-то спада в мастерстве участников. Хотя, конечно, стало труднее выехать на фестиваль в другой город. Но истинные любители балета продолжают работать на энтузиазме. Им хочется танцевать и классику, и современные вещи, но ставить их по-своему, не просто копируя установленные образцы, а привнося в них свое видение мира. В этом видится развитие жанра.

Впрочем, разве только в развитии жанра балета силами любителей суть их занятий классикой? Председатель жюри фестиваля, народный артист России Александр Балабанов, убежден, что занятия классическим балетом дают детям главное — любовь к культуре, к творчеству, к красоте. А еще они дают здоровье. Поэтому пусть не всегда вытянута ножка или округлены ручки по канонам классики. Не стоит ожидать от любителей больших профессиональных достижений (хотя и здесь нет предела совершенству). Гораздо важнее общение детей на занятиях балетом и на фестивалях, на конкурсах, подобных новосибирскому. Дети попали в талантливые руки, отвлечены от улицы, и ради этого стоит работать, проводить такие фестивали.

Как отметил Александр Петрович, на фестивале очень порадовали новосибирские коллективы:

— Я всей душой болею за «наших», я в курсе их деятельности, очень внимательно слежу за их творчеством. Хочу сказать, что и ансамбль «Адажио» ДКЖ (руководитель Алена Сартакова), и ансамбль «Вдохновение» (руководитель Галина Лисица), и «Камерный балет» областного колледжа культуры и искусств (руководитель Ирина Смирнова), и другие коллективы выступили на фестивале весьма достойно, показав хороший уровень подготовки и незаурядные таланты!

Коллега Александра Балабанова по судейству — заслуженная артистка России и солистка московского театра «Русский балет» Майя Иванова — отметила, что дети занимаются классическим танцем с энтузиазмом, искренностью, чего порой не хватает профессионалам:

— Да, многое на фестивале было исполнено на любительском уровне, но интересно и талантливо. Хотелось бы, чтобы классический балет на любительской сцене не превратился в коммерческое действо, а остался именно душой исполненным полетом.