Секреты магии балета
Столица сибирского профессионального балета становится столицей балета любительского уже второй раз подряд. В этот раз на танцевальный форум собрались восемь ансамблей классического танца из Кемерово, Барнаула, Белово, Новокузнецка, Челябинска а также из Пермского края, Пензенской области. Еще пять коллективов — новосибирцы.
Организаторы конкурса — Министерство культуры РФ, Российский дом народного творчества, департамент культуры Новосибирской области и Новосибирский областной Дом народного творчества — позаботились о том, чтобы дети и педагоги получили как можно больше пользы от этой творческой встречи классических ансамблей. Чему способствовали мастер-классы и открытые уроки в хореографическом колледже, посещение спектакля театра оперы и балета, конструктивные обсуждения. Классика есть классика, и самодеятельным коллективам здесь надо учиться и учиться, прежде всего у профессионалов.
Общепризнанно, что классика — сложная сфера приложения творческих сил любителей-танцоров. Это главная причина того, что ансамблей такого направления становится в наших Домах культуры все меньше. Не у многих хватит терпения работать часами у балетного станка, оттачивая месяцами и годами одно движение. Профессиональная балетная сцена уготована избранным. Но танцевать в пуантах и кружиться в пачке лебедя хочется многим девочкам, будь они высокими худышками или низенькими толстушками. Красота классических движений завораживает их, как бабочек, летящих на костер. И их счастье (да и счастье их родителей), что это — очистительный костер искусства танца...
Отточенность и красота движений — главные критерии в оценке классических па. Но без одухотворенности, к которой призывает и само название фестиваля, нет танца. Иначе бы дети и студенты не отдавали бы классике всё свободное время и силы. И результат иногда превосходит даже ожидания педагогов, которым приходится преодолевать множество «не могу» и «не хочу» маленьких танцоров, прежде чем из неуклюжих утят вырастут прекрасные лебеди. Вот и кемеровский ансамбль «Балетная мозаика» (руководитель Татьяна Гамидова), ставший лауреатом в номинации «Классический танец», выпестовал таких потрясающих «маленьких лебедей», которые, возможно, неплохо бы смотрелись и на сцене большого тетра Сибири!
Да и многие юноши, особенно воспитанники челябинского педагога Юрия Краснопевцева, чем не потенциальные претенденты на профессиональную сцену? Блеснули и девушки из новокузнецкого ансамбля «Фуэте» (тоже лауреат фестиваля) своими мастерски исполненными композициями «Двухголосие» и «Пиаф», поставленными под руководством педагога Галины Барановой. Но это уже из неоклассики.
Именно неоклассика становится все более популярной среди любительских коллективов, с присущими ей свободной пластикой и упрощенными элементами классического балета. И, что скрывать, многое в этом направлении у любителей — как балетмейстеров, так и исполнителей, — выглядит очень ново, интересно и может стать со временем конкурентоспособным в сопоставлении с профессиональным балетом. Что неудивительно: многие западные труппы пришли в современный балет из любительских студий. Вот и сейчас, например, удивил жюри и зрителей неоклассической хореографией на музыку Альфреда Шнитке «Моцарт а ля Гайдн» барнаульский ансамбль классического танца «Эос». Его руководители не боятся экспериментировать с неоклассикой, основанной на хорошей классической школе подготовки. Потому алтайцы увезли домой, кроме лауреатской награды за традиционную классику, еще и специальный диплом «За оригинальное решение номера» балетмейстера Марины Корниловой.
Руководитель «Эоса» Наталья Кровякова поделилась своими впечатлениями:
— Мне очень нравится организация фестиваля, объективность жюри. Мы знаем свои пробелы, у нас их достаточно, в первую очередь оттого, что мы — непрофессиональный коллектив. Несмотря на трудности в стране, я не увидела какого-то спада в мастерстве участников. Хотя, конечно, стало труднее выехать на фестиваль в другой город. Но истинные любители балета продолжают работать на энтузиазме. Им хочется танцевать и классику, и современные вещи, но ставить их по-своему, не просто копируя установленные образцы, а привнося в них свое видение мира. В этом видится развитие жанра.
Впрочем, разве только в развитии жанра балета силами любителей суть их занятий классикой? Председатель жюри фестиваля, народный артист России Александр Балабанов, убежден, что занятия классическим балетом дают детям главное — любовь к культуре, к творчеству, к красоте. А еще они дают здоровье. Поэтому пусть не всегда вытянута ножка или округлены ручки по канонам классики. Не стоит ожидать от любителей больших профессиональных достижений (хотя и здесь нет предела совершенству). Гораздо важнее общение детей на занятиях балетом и на фестивалях, на конкурсах, подобных новосибирскому. Дети попали в талантливые руки, отвлечены от улицы, и ради этого стоит работать, проводить такие фестивали.
Как отметил Александр Петрович, на фестивале очень порадовали новосибирские коллективы:
— Я всей душой болею за «наших», я в курсе их деятельности, очень внимательно слежу за их творчеством. Хочу сказать, что и ансамбль «Адажио» ДКЖ (руководитель Алена Сартакова), и ансамбль «Вдохновение» (руководитель Галина Лисица), и «Камерный балет» областного колледжа культуры и искусств (руководитель Ирина Смирнова), и другие коллективы выступили на фестивале весьма достойно, показав хороший уровень подготовки и незаурядные таланты!
Коллега Александра Балабанова по судейству — заслуженная артистка России и солистка московского театра «Русский балет» Майя Иванова — отметила, что дети занимаются классическим танцем с энтузиазмом, искренностью, чего порой не хватает профессионалам:
— Да, многое на фестивале было исполнено на любительском уровне, но интересно и талантливо. Хотелось бы, чтобы классический балет на любительской сцене не превратился в коммерческое действо, а остался именно душой исполненным полетом.