Школа. Книга. Письмо
Всего номинаций было три: литературное, музыкальное и декоративно-прикладное творчество. Однако наиболее востребованной среди участников оказалась сфера литературы. Из 367 работ, поступивших в оргкомитет из 14 районов Новосибирской области, 26 были представлены в музыкальной номинации, 41 — в декоративно-прикладной. Остальные 300 работ — стихи, проза и публицистика. Объясняется это, вероятно, тем, что книга в России больше, нежели просто книга, равно как и, по выражению классика, «поэт в России больше, чем поэт».
«Общество книголюбов» — давний друг «Советской Сибири». Многие его члены запоминаются и остаются в сердце читателя областной газеты, то и дело появляясь на наших страницах. Выступая с поздравлением и словами благодарности лауреатам, главный редактор «Советской Сибири» Алексей Жаринов отметил интересный факт: даже в самом первом номере газеты за первое октября 1919 года опубликованы письма читателей. Что, несомненно, говорит о том, что живой диалог с читателем — неотъемлемая часть кипящей работы редакции.
«Многие присутствующие сегодня неоднократно публиковались в «Советской Сибири», но только сейчас предоставился нам шанс познакомиться лично. Хотелось бы, чтобы вы чаще заходили к нам в гости и продолжали радовать нас письменными и электронными посланиями», — с этими словами Алексей Жаринов вручил фирменные сувениры «Советской Сибири» лауреатам творческого конкурса.
Что же скрывается за загадочными титульными листами, подписанными от руки каллиграфическим почерком? Здесь, в бережно переплетённых рукописях, найдётся разное. От эссе на тему судьбы отечественного образования до трогательных воспоминаний, от красной нити темы связи времён, пронизывающей строчки, до проникновенной лирики.
Окунаясь в воспоминания Антонины Павловны Головиной, трудно не раствориться в реалиях прошлых лет. Они предстают перед читателем такими, словно автор пережил описанное вчера. Свидетель и участник событий давно минувших дней, Антонина Павловна не просто предлагает летопись былого. С необычайной проникновенностью она рассказывает о том, что когда-то вкладывалось в такие понятия, как преданность, дружба, и особо — женская дружба, которая теперь немножко не та. Не лучше и не хуже, просто другая. Особенная.
Чудом сохранившаяся фотография, приложенная к работе, отображает то далёкое время, когда «самодеятельность» не являлось ругательным словом. А звучащее эпитетом определение «художественная» разъясняется выцветшим изображением танцующих фигур. Ведь тогда во всём угадывалось стремление к сопричастности общественным процессам, а точнее, стремление быть нужным, полезным. И каждый твёрдо знал: я необходим.
Особыми привилегиями пользовались учителя. Тогда само название профессии воспринималось иначе. Особенно в посёлках и деревнях, когда школа была, без преувеличения, очагом культуры, а учитель — проводником в мир знаний русского языка и законов природы.
«Настоящая личность» — этого статуса, такого простого и вместе с тем сродни индивидуальному Эвересту, удостоился Анатолий Петрович Бондарев из Мошковского района. Ведь его перу принадлежит настоящая летопись родного села Сарапулка. Почти всю свою жизнь Анатолий Петрович собирал подробные сведения об односельчанах, внимал рассказам об их нелёгких судьбах. Не каждый знает, что в Сарапулке когда-то действовал тайный отряд наподобие объединения тимуровцев. Молодые люди, помогающие пенсионерам и фронтовикам, ничем не выдавали своего существования, пока не узнали, что их деятельность легальна.
Порой появляется редкость на страницах газет — Татьяна Михайловна Грунэ из Колыванского района предоставила уму читателя редкую на сегодняшний день публицистику. Особую ценность приобретает её работа в свете того, что Татьяна Михайловна — жительница отдалённого от областного центра села Скала. Острые замечания, обрамлённые профессиональным литературным языком, стали, по словам председателя оргкомитета Евгения Мартышева, настоящим «ударом по современному образованию». На смену почти торжественным предвкушениям трансляций радио «Юность» и колонкам долгожданных литературных журналов пришла, по словам автора, «эпоха оледенения, вечной мерзлоты». Вряд ли бы сегодня на витринах многочисленных книжных супермаркетов появилась книга «Как закалялась сталь». И уж тем более сомнительно, чтобы молодые люди после прочтения этого шедевра загорелись идеей служить Отечеству. А скольких абитуриентов тогда ожидали авиационные учебные заведения, узнав о полёте Юрия Гагарина! Чему и кому сегодня вынуждена подражать молодёжь — говорить излишне...
С огромной теплотой вспоминает Зоя Ивановна Дубровцева свои школьные будни. Её первая учительница, Ефросинья Фёдоровна, до сих пор не просто наставник Зои Ивановны, но и прекрасный друг. Педагог и ученица живут на расстоянии в несколько автобусных остановок и часто вместе обсуждают последние новости. И, конечно, поддерживают друг друга добрым советом. Первого сентября, вспоминает Зоя Ивановна, в класс к ребятам, знающим пока лишь по рассказам, что такое школа, впорхнула молодая учительница. Думала, что сказать, как правильно урок преподнести. Не было тогда в мыслях, что в классе сидят не просто доверенные тебе светлые головки, но и друзья на всю оставшуюся жизнь. Одной из них стала Зоя Ивановна.
Поэзии, заставляющей сердца многих биться в унисон с воспоминаниями о былом, также было представлено немало. Но в каждом произведении — будь то лирика, будь то проза — просматривается то, к чему, кажется, просто необходимо прислушаться сегодня, сейчас. Всем и каждому. Одна беда: альманахи и сборники, издаваемые «Обществом книголюбов», по финансовым причинам не могут выходить такими тиражами, которые можно было бы назвать хотя бы средними... В заключение остаётся добавить: ждём с нетерпением ваших размышлений и творческих изысканий, уважаемые читатели и книголюбы!