USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Практика насаждения уголовных традиций уйдет в прошлое

подготовил Вадим ГЛУХОВ.
Были люди, теперь — спецконтингент.
Были люди, теперь — спецконтингент.

Очень не любил Нестор Иванович и другие приметы государства, потому как был он ярый анархист, мечтал о воле без края. Судьба Батьки известна, а тюрьма в советском обществе и в самом деле долгое еще время, даже среди людей образованных, воспринималась как уходящее наследие «темного царства». Потому, наверное, и финансировалась система исполнения уголовного наказания десятилетиями по остаточному принципу. Что из этого получилось, тоже известно.

В современной России пенитенциарная система быстро реформируется, меняя тактику, стратегию и методы своей деятельности. Задача, которую сегодня ставят перед ФСИН РФ Президент России Дмитрий Медведев, общественность, — надежно оградить закоренелых преступников, создать условия для реабилитации тех, кто ранее не привлекался к уголовной ответственности.

Недавно в Москве прошла научно-практическая конференция по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы России, участие в которой приняли министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов и директор ФСИН России Александр Реймер, руководители управлений ФСИН в субъектах РФ.

О настоящем и будущем ГУФСИН России по Новосибирской области мы беседуем с его руководителем — полковником Константином БЕРЕЗНЕВЫМ.

— Константин Вячеславович, зачем нам реформировать уголовно-исполнительную систему?

— Прежде всего, чтобы снизить численность спецконтингента, находящегося в местах лишения свободы. Обратимся к статистике: в России на 100 тысяч населения — 640 осужденных, в Германии на это же количество населения приходится 95 осужденных, в Японии — 22. В связи с этим разрабатываются изменения в Уголовном кодексе и другой, необходимой для реформы, нормативно-правовой базе Российской Федерации. По ряду составов преступлений планируется большая вариативность наказаний, в том числе снижение порогов санкций за отдельные преступления.

В силу значительного объема необходимых изменений в УИС предусматривается поэтапное введение их в практику. Эта политика рассчитана, как минимум, на десятилетие, а может, и на больший срок, с учетом необходимости переоборудования учреждений уголовно-исполнительной системы под новые задачи.

Сейчас уже подготовлены проекты ряда нормативно-правовых актов. В результате декриминализации значительного ряда преступлений и смягчения санкций Уголовного кодекса, оптимизации судебных решений по условно-досрочному освобождению и помилованию ожидается определенное снижение численности спецконтингента.

— Можно, видимо, предположить, что в местах лишения свободы станет просторнее?

— Не в этом смысл. Снижение численности осужденных позволит осуществить четкую изоляцию различных категорий спецконтингента. Главное — раздельное содержание особо опасных преступников и рецидивистов и тех, кто осужден в первый раз за преступления небольшой тяжести.

Существующую систему лишения свободы в исправительных учреждениях должна заменить система с тремя основными типами учреждений: тюрьмы различного вида режима, колонии-поселения, арестные дома. Наряду с этим сохранятся следственные изоляторы, воспитательные колонии, лечебно-исправительные и лечебно-профилактические учреждения. Содержание осужденных в исправительных учреждениях, особенно в тюрьмах, будет осуществляться таким образом, чтобы в процессе приема пищи, работы, учебы или проведения досуговых мероприятий опасные преступники не могли общаться с другими категориями осужденных.

— И при этом будет разный режим отбывания уголовного наказания?

— Да. Для сравнения: тюрьма особого режима (лимит наполнения — 400 человек) предполагает полную изоляцию осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Содержание и питание только в камерах, вывод из камеры только на прогулку или для оказания врачебной помощи — и тоже отдельно от остальных категорий осужденных. Тюрьма общего режима (лимит наполнения — 1200 человек) представляет собой несколько видоизмененную колонию общего режима с покубриковым содержанием контингента в ночное время и в соответствии с правилами внутреннего распорядка передвижением внутри учреждения в дневное время. На этом режиме содержания предполагается выход на работу, занятия спортом, учеба, профессиональная подготовка и переподготовка, а также занятия по общеобразовательной программе средней школы для лиц, не имеющих законченного образования.

— Что ждет самых закоренелых преступников?

— Содержание в специально выделенных для этого тюрьмах, но для этого необходимо внесение изменений в ведомственные нормативные акты, регламентирующие этот вопрос.

— … Вспоминается фильм «Вокзал для двоих», когда герой, ранее не судимый, отбывает наказание в суровых условиях северного лагеря. Как следует из сказанного вами выше, для такой категории предполагаются значительные послабления режима?

— За преступления небольшой и средней тяжести осужденный может ограничиться содержанием в колонии-поселении. Хотя здесь тоже намечается несколько вариантов. Так, колонии с усиленным режимом будут располагаться на базе стационарных учреждений с производственными помещениями, а колонии общего режима — на строящихся и развивающихся объектах. Размещение колоний-поселений планируется рядом с крупными инфраструктурными объектами для привлечения осужденных к труду в жилищно-коммунальном хозяйстве и иных отраслях. Например, продуманная система дислокации колоний-поселений может дать новые импульсы развитию сельского хозяйства России, в котором сейчас трудится более 600 тысяч мигрантов.

— Много разговоров теперь об арестных домах…

— Этот вопрос нуждается в дополнительной проработке, так как сеть арестных домов должна быть, как минимум, на уровне сельского района. Один арестный дом на регион не решит проблемы, так как нерационально везти за сотни километров осужденного для отбывания наказания в несколько дней или недель (предполагается определить срок заключения в арестный дом до 60 суток — в зависимости от вида правонарушения и тяжести последствий). Будет ли это подобие следственного изолятора или изолятора временного содержания — никто пока не скажет. В то же время судебная статистика показывает, что этот вид наказания применяется крайне редко. Но то, что использование арестных домов усилит правопорядок на улицах, повысит эффективность правосудия, несомненно.

— Константин Вячеславович, что в русле реформы пенитенциарной системы будет делаться в нашей области?

— На базе имеющихся учреждений уголовно-исполнительной системы Новосибирской области в ходе реформирования предполагается создать 2 тюрьмы общего режима, 5 тюрем усиленного режима, 1 тюрьму особого режима, 2 колонии-поселения — одну общего и одну усиленного режимов, 3 следственных изолятора, одно лечебное учреждение и одну женскую колонию общего режима. Предполагаемый лимит численности спецконтингента — на 3 тысячи человек меньше установленного сегодня.

Воспитательную работу в существующем варианте мы наполним более разнообразными методами индивидуальной работы. Вместо института сотрудников воспитательных служб с осужденными все больше будут работать социальные работники, психологи. Конечно, это потребует значительных перемен и в образовательных учреждениях ФСИН России. Нам понадобятся профессионалы высокого уровня, гуманитарии.

И еще: позитивные перемены в соблюдении режимных требований произойдут благодаря более широкому внедрению интегрированных современных технических средств охраны и надзора. Современное законодательство позволяет это делать. Видеонаблюдение планируется устанавливать в тюремных камерах, местах общего пользования и коридорах — ни одно нарушение режима не останется без внимания. Такая техника позволяет организовать деятельность уголовно-исполнительной системы меньшим числом сотрудников, экономить государственные средства. А самое главное — с большей точностью исполнять, соблюдать права человека.