USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Территория добра

Людмила БЕЛЯВСКАЯ. Фото предоставлено Центром белорусской культуры.
Тонкости соломоплетения передавались буквально из рук в руки.
Тонкости соломоплетения передавались буквально из рук в руки.

Семинар проходил по трем направлениям — соломоплетение, вокал, хореография.

Занятия по вокалу вела художественный руководитель Центра белорусской культуры Ирина Дубограева, мастер-класс у хореографов проводил заслуженный артист России Игорь Гришенков. А тонкости мастерства буквально из рук в руки передавали собравшимся виртуозы соломоплетения Ольга Верещагина из села Вагайцево Ордынского района и Вера Цыганова из Тогучина, известные в области по многочисленным выставкам работ собственных и своих учеников. Достойно представляли Центр белорусской культуры и на недавно прошедшем в Новосибирске Международном инновационном форуме «Интерра-2009». Так, в заключительный день работы форума в Первомайском сквере на выставке народных умельцев разных национальностей изделия из соломки в белорусском павильоне привлекали своим неповторимым колоритом и самобытностью особенно много гостей.

Здесь же были организованы мастер-классы. Надо было видеть, с каким интересом следили за ловкими движениями пальцев мастериц посетители выставки, а были здесь и татары, и украинцы, и немцы, и финны. Всем им давали возможность проявиться и самим, и они с гордостью уносили с собой поделки из соломки.

Своеобразным продолжением этих импровизированных уроков на форуме стали занятия на семинаре. Глубже раскрыть и познать таинства и возможности такого благодатного материала, как соломка, мастера-педагоги помогали уже тем, кто по-настоящему увлечен соломоплетением и уже почти профессионал, и тем, кто совсем еще новичок.

Искусство соломоплетения известно давно и свойственно многим культурам, а в белорусском прикладном творчестве почитается особенно. Не случайно в 2007 году директор центра Нина Васильевна Кабанова пригласила из Минска члена Белорусского союза мастеров народного творчества Нину Михайловну Кузнецову. Навыки, полученные тогда новосибирцами на семинаре гостьи из Беларуси, знакомство с историей соломоплетения стали мощным импульсом для всех желающих овладеть его секретами. И на нынешнем — собственном — семинаре это подтвердилось сполна. Несомненно, такой вид прикладного творчества отныне успешно «прорастает» и в Сибири. Так же, как и на занятиях по хореографии, где свойственные белорусам элементы народного танца показывал Игорь Гришенков. Опытный профессионал, он тоже подтверждает, что многое взял из общения с заслуженным артистом Беларуси Николаем Салко на его семинаре в Новосибирске. По отзывам участников нынешней встречи в уроках самого Игоря Гришенкова особенно ценно его умение донести элементы танца через образ, что дает особый эмоциональный заряд.

Свой практический и теоретический опыт танцоры скоро смогут пополнить: вместе с женой и коллегой Татьяной Игорь Гришенков готовит к изданию методическое пособие по традиционному народному танцу и игре, которое, несомненно, получат все желающие.

К слову сказать, Новосибирский государственный Центр белорусской культуры, постоянно получая методическую литературу из Беларуси, сотрудничая с Центрами народного творчества Минска, Могилева, ведет и собственную просветительскую работу. После творческой поездки в Беларусь с ансамблем «Крынiчка» художественный руководитель центра Ирина Дубограева в соавторстве с Ниной Кабановой создали методическое пособие о белорусских народных обрядах. А недавно вышла еще одна брошюра Дубограевой «Учимся петь в народной манере». Все эти пособия увезли с собой участники семинара. Увезли они и ноты, и диски с записями белорусских песен и мелодий, а также пособие по соломоплетению, иллюстрированное красочными фотографиями.

Все это станет неоценимым подспорьем в работе рукодельных мастеров, которые неравнодушны к народному творчеству и вовлекают в него любителей всех возрастов.

Пятиклассница Дина Шевченко из Черепановского района со взрослой сосредоточенностью плела на семинаре куклу, а скоро научит и подружек. Оксана Глушак, уже не первый раз приехавшая на семинар, в своем каргатском Доме детского творчества разработала проект «Живые ремесла» и в авторской образовательной программе «Ивушка» собирается посвятить соломоплетению целый блок.

Хормейстер детского вокального ансамбля «Чабаточкi» из села Вагайцево Ордынского района Татьяна Мингалёва давно влюблена в белорусскую песню, хотя корни, по ее словам, имеет казацкие. А Светлане Ермаковой из Бердска, преподавателю по классу бандуры, её украинская родословная тоже не помешала увлечься белорусскими мелодиями. Но им, как и всем участникам семинара, хочется большего: почаще бывать на подобных уроках мастерства, потому как только в общении с коллегами можешь получить непредвзятую оценку своего труда — будь то вокал, танец или работа с подручным материалом. И увидеть благодаря этому, куда двигаться дальше. Научиться создавать поделки не только из соломки, но и льна. Постепенно усложнять приемы преподавания. Это только малая доля пожеланий, высказанных в анкетах участниками по окончании семинара. Большинство из них, конечно, учтут организаторы семинара в дальнейшем. Ведь и они сами подзаряжаются от этих талантливых людей, которые в один голос благодарили за душевность, искренность, гостеприимство всех сотрудников центра и мастеров-профессионалов. Оставив на память созданное здесь же, на семинаре, изящное изделие из соломки как своеобразный оберег.

В проспекте форума, где с таким блеском демонстрировали свое прикладное искусство белорусские мастера, слово «интерра» трактуется как территория изобретения, вдохновения. Учитывая успех семинара, единодушную оценку его участников, можно считать, что государственный Центр белорусской культуры — настоящая территория любви и добра.