Административный регламент МВД разрешил «засады» и потребовал хороших манер.
Например, в документе говорится: «В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку».
Кажется, ничего нового? Да, встречались нам и раньше на дорогах порядочные и вежливые служаки ГИБДД. А нередко — и не встречались. Отныне хороший тон прописан административным регламентом. Интересно, что новый документ определяет массу других нюансов поведения сотрудников ГИБДД на дороге, влияющих на репутацию службы и, в конечном счете, безопасность дорожного движения.
Честь не надо отдавать
Согласно новому регламенту инспектор не обязан отдавать честь остановленному водителю — достаточно представиться и при необходимости показать удостоверение. Как считают в МВД, эта процедура нереальна по техническим причинам — офицеру просто неудобно поднимать руку с жезлом к козырьку.
Новый регламент более четко определяет и то, каким именно образом автоинспекторы должны осуществлять свою деятельность: они могут вести открытое наблюдение, «сидеть в засаде» или следить за движением, находясь в потоке других автомобилей. Раньше гаишники могли преследовать и останавливать участников дорожного движения на так называемых «автомобилях скрытого контроля» — патрульных машинах без специальной окраски и спецсигналов. Теперь эти возможности ограничиваются.
Да, по сути, в регламенте пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях.
Приведем выдержки из административного регламента МВД РФ (приказ № 185):
П.23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов. Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий.
П.44. При осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений ПДД могут использоваться естественные и искусственные укрытия.
П.66. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
…В регламенте прописано даже то, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: «Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны».
Но не стоит забывать, что инспектор ГИБДД — это милиционер, который обязан поддерживать общественную безопасность, бороться с преступностью. Он имеет законные полномочия предложить водителю выйти из машины для сверки номеров с документами, проведения личного досмотра и т. д., а также, если требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, для оказания помощи или когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника. Вывод: выйти из машины, если этого захочет инспектор ГИБДД, придется.
В регламенте об этом говорится так:
П.70. «Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов».
Еще интересный момент: документ разъясняет сотрудникам ГИБДД разницу между осмотром машины и ее досмотром. Осмотр предусматривает лишь «визуальное обследование» автомобиля или груза, который в нем находится, при этом не составляется никаких административных документов. Досмотр же может проводиться в случае отказа водителя от осмотра — и тогда инспектору будет необходимо составить протокол в присутствии двух понятых.
О видеофиксации и деньгах
Одно из нововведений заключается в том, что документ прописывает возможность использования аудио- и видеотехники как инспектором, так и участником дорожного движения.
«Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством».
«С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно... Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг».
«Запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий».
На дороге все равны
Прочитав этот заголовок, водитель скептически усмехнется: а когда это было?! Да, если инспектор увидит, например, что высокий чиновник за рулем в пьяном виде, разве он посмеет его остановить? Если вдруг отважится на такой поступок, то потом окажется виноватым.
И вот новый административный регламент прописывает действия инспектора ГИБДД в отношении чиновников крупного ранга или лиц, обладающих иммунитетом, например, иностранцев: «Предъявление сотруднику (ГИБДД) участниками дорожного движения... служебных удостоверений, иных документов не является основанием для ограничения предоставленных сотруднику полномочий». Проще говоря, отныне инспектор обязан отобрать права до выяснения обстоятельств у пользующегося иммунитетом должностного лица, например, судьи или прокурора, если он нарушает ПДД.
Исходя из духа и содержания нового документа МВД, сотрудники ГИБДД должны теперь более активно помогать инвалидам, престарелым и детям перейти дорогу и улицу, если такая помощь им необходима, а также оказывать содействие людям в других случаях, прописанных в регламенте. Получится ли все это?
Интернет-сайт МВД (www.mvd.ru), а также сайты территориальных органов управления ГАИ своевременно сегодня размещают сведения о местонахождении, контактных телефонах, интернет-адресах и адресах электронной почты подразделений ГИБДД и дежурных частей. Автовладельцы, недовольные обращением с ними инспектора, могут подготовить и отправить жалобу по e-mail, указав при этом свои ФИО, суть жалобы и пути обратной связи.