USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Встреча в снах и веках

Татьяна НИКОЛАЕВА.
163-02.jpg
163-02.jpg



В ее экспозиции соединились два великих имени гениев испанской живописи — Франсиско Гойи и Сальвадора Дали. Один жил в XVIII веке, другой — в XX. Но серия литографий Дали — прямое продолжение, вариация на темы, парафраз, попытка соавторства — назовите как угодно — серии офортов «Капричос» Гойи.

А серия эта, обличавшая человеческие пороки и социальное несовершенство общества, сделанная Гойей в 1793 — 1799 годах, вызвала в Испании гнев церковных властей, отчего было продано всего несколько десятков отпечатков, а остальные были изъяты из продажи. Однако медные доски, с которых делал свои офорты Гойя, сохранились, и вот именно с них в 1868 году в Испании были отпечатаны те самые оттиски, что могут лицезреть сегодня посетители выставки.

Литографии Сальвадора Дали, выполненные им в 1977 году, представляют собой, на первый взгляд, «разукрашенные» офорты Гойи, которым «великий мистификатор» от живописи дал собственные названия. На самом же деле он пририсовывает героям знаменитого предшественника костыли, элементы одежды, причем заставляя их постоянно что-то из себя извергать. То есть сатиру Гойи Дали «доводит до гротеска, населяя его работы своими излюбленными символами (например, мягкими часами), а также продуцируя новые смыслы, подчас не менее глубокие, чем в первооснове». Просвещённый посетитель выставки найдёт в литографиях Дали немало философско-поэтических аллюзий, равным образом как в литографиях Гойи — художественную экспрессию гуманиста, творившего в пору, когда «шаг влево, шаг вправо» карался одной из самых страшных карательных в мире машин — инквизицией.

160 произведений великих испанцев, в которых подсознание судит реальный мир и тем самым в определенной мере освобождает человека от его вопиющих противоречий, открывает серию новых выставочных проектов, задуманных музеем совместно с гастрольным агентством «Театр для себя».

Фотографии статьи
163-01.jpg