USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Иван ВЫРЫПАЕВ: «Фальшь всегда видна»

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА.
159-36.jpg
159-36.jpg



Эта вторая картина 35-летнего сценариста и режиссера триумфально идет по фестивалям, а дебютный его фильм «Эйфория» был отмечен в 2006 году «Маленьким Золотым львом» МКФ в Венеции, Гран-при МКФ в Варшаве, специальным призом жюри «Кинотавра», Гран-при фестиваля восточного и центрально-европейского кино в Висбадене. Потому что Вырыпаев говорит очень честно с современным человеком современным языком о вечных проблемах.

Вопросы режиссеру задавал корреспондент портала ProPerm.Ru.

— Иван, на «Кинотавре» мнения публики относительно «Кислорода» разделились. Чего ждете от большого зрителя?

— Чтобы мнение тоже разделилось! Потому что кино, если оно затрагивает, если оно эмоционально, чувственно, — всегда будет кому-то нравиться, а кому-то — нет. Самое плохое, когда люди остаются просто равнодушными. Кипящие страсти — это хорошо.

— В чем цель, главная идея сюжета «Кислорода»?

— Мы хотим, чтобы кино начало «говорить» с людьми. А сейчас происходит так, что ты платишь деньги за то, чтобы на два часа у тебя отключили мозг, забрали его и использовали…

— На какую аудиторию рассчитан «Кислород»?

— По возрасту фильм молодежный, рассчитанный на людей 15—37 лет. А вообще фильм для тех, кто приходит в кино, чтобы задавать вопросы бытия, своего существования. Фильм снят в клиповой, динамичной манере, но говорится в нем о разных вещах, в том числе о библейских заповедях. Фильм рассчитан на тех, кто хочет найти что-то, чего он не видит в жизни.

— По каким критериям на главные роли в «Кислороде» были выбраны Каролина Грушка и Алексей Филимонов?

— В Каролине, как мне кажется, есть те вещи, о которых говорится в тексте фильма. Те проблемы, которые произносятся, она может ставить ребром, не прилагая особых усилий. Кстати, более лидирующую роль в «Кислороде» играет все же герой Алексея Филимонова и его голос звучит громче.

— Насколько резонирует фильм «Кислород» с театральной постановкой?

— Конечно, фильм — это совсем другое. Я сам играл в театральной постановке, и те законы, которые применимы в театре, нельзя применить в кино. Есть определенный киноязык, хотя суть всего — это текст, который должен быть очень хорошо исполнен актерами. В кино ко всему добавляется еще и видеоряд, и работа исключительно коллективная: и актеры, и режиссер, и оператор. И мне даже несколько обидно, что «Кислород» нельзя считать полностью авторским фильмом.

— Есть ли у вас самый любимый фильм, спектакль, роль, одним словом, детище, самое родное, быть может, вынашиваемое годами?

— У меня всего два любимых фильма: «Эйфория» и «Кислород»! (шутка) Просто у меня пока только два фильма, поэтому рано подводить итог.

— О чем нужно говорить в искусстве?

— Мне кажется, говорить можно о чем хочется, о чем угодно. Вопрос в том, как ты это говоришь, какие у тебя мотивации и намерения. Если ты говоришь для того, чтобы сделать мир лучше, то необходимо, чтобы твое произведение пробуждало в зрителе, слушателе то тайное, сокрытое, которое они не могут увидеть глазами: внутренний, сакральный, какой-то божественный мир, который жизнь не позволяет им увидеть, и который может приоткрыться при помощи какого-то парадокса. Просто развлекательное искусство, которое крадет время зрителей, вредно.

— Современный потребитель не располагает временем, для него нерационально тратить время на глубокое изучение жизни. Как заставить его выслушать тебя до конца, не выйти из зала?

— Заставить нельзя, но давайте дадим ему возможность попробовать. А много ли у него шансов вообще начать это делать? Нужно начать, даже если кажется скучным. Постепенно происходит втягивание. Конечно, интереснее посмотреть развлекательный фильм.

— Сценарии рождаются из личного опыта?

— Все рождается из личного опыта. Но это необязательно события, которые произошли лично со мной. Опыт — это то, что ты переосмысливаешь. И только когда человек говорит о таком своем житийном опыте, его работа получится настоящей. Фальшь всегда видна.