USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Адрес укажет суд

Подготовил Вадим ГЛУХОВ.
159-21.jpg
159-21.jpg



Законодательство об исполнительном производстве претерпевает изменения. Красноречивым свидетельством тому является Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2009 года № 194 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах». Последние новации относительно розыска должников, обеспечения безопасности судей, участников процесса и иных аспектов деятельности Службы судебных приставов, интересных населению, комментирует заместитель руководителя УФССП по Новосибирской области Константин АНДРИЯНОВ.

— Круг полномочий судебных приставов-исполнителей расширяется — так законодатель реагирует на изменения в жизни государства и граждан. Пример тому — внесение дополнений в Федеральный закон «О судебных приставах» от 19 июля этого года, которые уточняют наши функции и задачи. Среди них — безопасность в судах, принудительное исполнение решений суда и иных органов власти, предварительное расследование преступлений против правосудия, введение ряда ограничений — например, на использование слов «судебный пристав третейского суда» в наименованиях всех организаций, кроме Федеральной службы судебных приставов. Сделано это с целью недопущения ситуации, когда, используя в названии слова «судебный пристав», какая-либо организация запутывает граждан, фактически пользуясь авторитетом Федеральной службы судебных приставов (пример — третейские судебные приставы). Как известно, правовой статус третейского суда не предусматривает использование судебных приставов в процессе, а потому это дезориентирует граждан.

Законодатель расширяет полномочия судебного пристава-исполнителя при обеспечении принудительной доставки гражданина на допрос или к приставу-дознавателю или в судебный процесс. Новые дополнения в закон дают право осуществлять и личный досмотр граждан.

— Константин Александрович, насколько актуальна необходимость таких полномочий?

— Несколько цифр: при входе граждан в суды наши сотрудники выявили в прошлом году более 5 тысяч попыток проноса запрещенных предметов (188 единиц огнестрельного оружия, 443 — газового и травматического оружия). В этом году только за первое полугодие — уже 120 единиц огнестрельного оружия. Новая редакция ФЗ дополнена нормой, направленной на недопущение в здание, помещение суда, здание и помещение Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие (за исключением сотрудников конвойного подразделения), взрывчатые вещества и т. д. Эта норма является новой, однако фактически это правило работало и раньше. Вряд ли можно поставить под сомнение его целесообразность.

— Как «оруженосцы» объясняют свои действия?

— Если речь идет об оружии, предназначенном для самообороны, то отделываются детским лепетом: «А я не знал, забыл...» По фактам выявления незарегистрированного оружия возбуждаются уголовные дела.

— С какой целью несут в суд оружие?

— С целью угрозы участнику процесса, принуждения дачи выгодных показаний, сведения счетов, расправы из-за мести. Один гражданин пришел в суд с зонтиком, внутри которого спрятал нож. Понятно, что «забыть» его там он не мог. Есть факты, когда участники процесса, предполагая, что приговор их не устроит, пытаются пронести в бутылках из-под «газировки» легко воспламеняющиеся технические жидкости. Возможные последствия этому, думаю, тоже понятны.

— В недавнем прошлом дискутировался вопрос: может или нет судебный пристав «без приглашения» заходить в жилище должника?

— Закон однозначно устранил этот «туман»: в качестве обеспечительной меры пристав может и обязан так поступать, если того требует исполнение судебного решения, которое должник игнорирует (например, не открывает дверь). В постановлении суда, санкционирующего проникновение судебного пристава в помещение должника, будет указан адрес.

— В чем заключаются основания для личного досмотра гражданина?

— Отказ гражданина при посещении суда добровольно предъявить имеющиеся у него при себе предметы. Отмечу, что такой досмотр производится в специальном помещении при наличии понятых, с составлением процессуального документа. Примечательный факт: в прошлом году при личном досмотре граждан нами было выявлено и передано в милицию несколько десятков граждан, объявленных в федеральный розыск за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В этом году выявили уже 36 человек.

Полагаю, смысл полномочий судебного пристава понятен — они не нарушают конституционных прав граждан, а охраняют их.