«Сны» узорны коры-бересты...
Обращение к бересте, традиционному и любимому в России материалу, произошло у автора двенадцать лет назад. Всё это время ушло на то, чтобы понять, «прочитать» этот материал по-новому, создать произведения, которые бы стали явлением искусства и отражением современного мира, а не повторением приёмов, найденных далёкими предками и современниками-коллегами.
Художница часто использует настовую бересту, которая валежником пролежала много лет под снегом и дождём, приобрела разнообразные цветовые оттенки — от лимонного до бордового. Банальная заготовка сырья превращается, как у охотников-звероловов, в добычу. «Добывать» бересту — значит бродить по лесу, чаще по сырым, затенённым низинам и на себе выносить целые вьюки найденных драгоценностей.
На первых этапах Ирина работала с белой стороной бересты, затем увлеклась цветовой гаммой её изнаночной стороны. Каждый кусок бересты (так и хочется сказать поэтично — свиток, хотя тщательно очищенный и выровненный) вызывает у неё ассоциации, на основе которых складываются композиции будущих картин-панно. На одних можно рассмотреть изображения фигур: цветы, здания, животные, люди. На других — «чистые» (абстрактные) ассоциации автора: композиции, состоящие из пятен разной формы и штрихов, своим разнообразием и характером, особостью, присущей только бересте! Художница использует вмятины и бугорки материала, доводя их специальными инструментами до той степени, когда неожиданно возникает (или угадывается) реальный предмет или явление. Например, в представленной работе «Букет» серая береста стала фоном, а розовый «островок» превратился в цветок. Автор лишь акцентировала лепестки белым акрилом, а зелёные листочки «вдавила» тонкими инструментами и также немного доработала акриловой краской.
Ирина Степанченко работает в оригинальной технике, приёмы которой она самостоятельно разработала и передаёт их своим ученикам. Сочетая графику, живопись, приёмы декоративно-прикладного искусства, мастер тактично и деликатно «идёт» за узором коры. Она предпочитает тёмные слои бересты, часто применяет приём задымления, когда береста обрабатывается горящей свечой — тем самым ей придаются бархатистые оттенки, выявляющие уже заложенные самой природой форму и цвет. Это придаёт материалу удивительное ощущение глубины.
Некоторые работы художница составляет из разных кусочков бересты, подходящих друг другу (или, напротив, контрастирующих друг с другом) по цвету и фактуре. Такая техника напоминает коллаж, аппликацию, маркетри. Так, в частности, сделаны представленные на выставке работы «Ню» и «Пляж». Последняя отличается от обычно миниатюрных произведений автора своими большими размерами: 80х50! Интересно, что и в подобных работах удаётся соблюдать пропорции (например, человеческого тела в «Ню»), хотя сделано это, по существу, самой природой, автор лишь выявила заложенный в материале образ.
При создании других работ используется инкрустация натуральными поделочными (обычно полудрагоценными) камнями — яшмой, родонитом, агатом, нефритом и др. Камень удачно подбирается в соответствии с рисунком, фактурой и цветом бересты, а также темой и идеей создаваемого произведения, тактично вписывается в лаконичную композицию, как, например, в представленной на нынешней выставке работе «Старый сад».
Многие произведения допускают различную трактовку: каждый зритель может в них увидеть нечто своё. Например, «Мыслитель» возник почти случайно — при взгляде на кусок бересты под определённой точкой зрения и при определённом освещении. Сначала Ирина просто заинтересовалась декоративным пятном, в котором обнаружила красивые оттенки — от сиреневого до бежевого, от розового до оранжевого. Берестяная пластинка притягивала внимание художницы, ещё не осознавшей, во что это превратится. Неожиданно она увидела сидящего старика с бородой, длинными волосами, усталыми плечами и потоком света над головой. Этот поток и сама фигура старика, возникшая наподобие голограммы (и видимая только под определённым углом!), и натолкнули на идею образа: мыслитель. Это произведение и оформлено как старинная вещь, напоминающая икону.
Художница (ещё одна её отличительная черта) особое внимание уделяет тщательному оформлению своих работ, не жалея на это ни времени, ни средств. При этом во многих её работах явственно усиливается ощущение привнесённого автором элемента стилизации: одни из них напоминают древний манускрипт, другие — средневековый гобелен или английскую гравюру.
Некоторые произведения не требуют ассоциативного восприятия. Это в основном красивые, тонкие, одухотворённые пейзажи с нарядными церквями, тонкими деревцами, трогательными домиками на берегах маленьких речек. Таких работ и на нынешней выставке и вообще у Степанченко много. В других же произведениях именно благодаря ассоциативному прочтению выявляется особая глубина и загадочность: «Старый сосуд», «Деревенька», «Апрель», «Двое».
Поэтичность, поэзия — те слова, которыми можно, подытожив, выразить предельно кратко своё впечатление от увиденного на этой выставке.