«Мы молодой весны гонцы!..»
Но уже юные дарования, большинство — титулованные в качестве лауреатов разных престижных конкурсов, российских и международных. То есть не просто талантливые дети, делающие первые шаги в искусстве, а скорее очень юные артисты, продолжающие свой профессиональный путь.
Открылось первое отделение прекрасной и вечно юной, как нельзя лучше соответствующей идее концерта, Сороковой симфонией Моцарта, точнее, ее первой частью, в исполнении Юношеского симфонического оркестра НСМШ под управлением заслуженного артиста России Владислава Янковского.
И надо было видеть, как Владислав Янович — создатель этого уникального и теперь, спустя тринадцать лет, по праву знаменитого коллектива, взглядом, улыбкой, жестом, почтительным кивком на поклонах поддерживал своих питомцев! А те, надо отдать должное, держали марку профессионалов и были артистично вдохновенны, исполняя увертюру к опере Россини «Золушка»; наполнено-лиричны, проживая вместе со скрипачом — солистом Чой Сон Чжуном «Размышление» Чайковского; экспрессивны и вдумчивы в исполнении первой части до-минорного Концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром (солистка — лауреат международных конкурсов Кристина Еруцкая).
Вообще, если говорить о солистах, то, как у каждого одаренного ребенка в Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже), у них всех уже есть начало собственной творческой — полной труда и преодолений — биографии. Так, приехавший из Кореи Чой Сон Чжун занимается на скрипке всего семь лет, но благодаря своему педагогу Ольге Марченко успешно продвигается по пути профессионального музыканта и, скорее всего, в ближайшее время станет студентом Венской консерватории. Кристина Еруцкая приехала в Новосибирск четыре года назад из Якутска. И ее педагог Янина Турич чрезвычайно много сделала, чтобы целеустремленная девушка стала профессиональной пианисткой.
Кстати, во втором отделении концерта, где свое искусство демонстрировали уже студенты хореографического колледжа, аккомпанировали второкурснице НГХК, дипломанту I Всероссийского конкурса артистов балета имени Улановой Маргарите Солодовой, изысканно и проникновенно исполнившей Русский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро», ее не менее именитые ровесники из НСМШ — лауреаты всероссийских и международных конкурсов скрипачка Александра Адьянова (класс доцента Елены Баскиной) и пианист Лев Терсков (класс профессора Мери Лебензон).
Этот номер был, что называется, символом содружества двух ведущих творческих колледжей Новосибирска, как, впрочем, и составивший основу «хореографического отделения» концерта одноактный балет Анисы Азизовой на музыку Дворжака «Серенада весны», и «Фарандола» Бизе к драме «Арлезианка» в постановке заслуженной артистки России Татьяны Капустиной, музыку к которым исполнил Юношеский симфонический оркестр НСМШ.
И надо сразу сказать, что юные танцовщики и балерины выступили впечатляюще: поразили и статью, и выучкой, и артистизмом как в классике, так и в модерне. А программа (педагоги Г. Веденина, М. Колтунов, заслуженная артистка РФ Л. Кондрашова, Т. Тихонова, В. Бубнов) была составлена таким образом, что талантами и мастерством смогли блеснуть выпускники и старшекурсники, а успехами — учащиеся пятого класса и даже малыши-третьеклассники.
Так, царственно-элегантным смотрелось па-де-де Голубой птицы и принцессы Флорины из балета «Спящая красавица» в хореографии Петипа в исполнении студентки второго курса дипломанта VII Сибирского международного конкурса хореографических учебных заведений и I Всероссийского конкурса артистов балета имени Улановой Анны Пигалкиной и студента третьего курса Валерия Целищева. Изяществом движений и эмоций покорили публику студенты третьего курса, лауреаты Сибирского международного конкурса хореографических учебных заведений Лариса Люшина и Михаил Лифенцев в Адажио из балета «Спящая красавица» (хореография Петипа). Взрывом аплодисментов отозвался зал на озорную, почти акробатическую экспрессию «Уроков фехтования» (постановка Е. Ефимовой) в исполнении второкурсницы, дипломантки VII Сибирского международного конкурса хореографических учебных заведений Эрико Норитакэ (Япония) и лауреата VI и VII Сибирских международных конкурсов хореографических учебных заведений, лауреата I Всероссийского конкурса артистов балета имени Улановой Сергея Калмыкова.
Балету на музыку Дворжака, который получился очень цельным, ярким, оптимистичным и в котором «большие» (студентка первого курса Нина Маляренко — Фея весны, студенты третьего курса: Сенка Тоносаки — Ручей, Валерий Целищев — Земля, Софья Лыткина — Солнечный луч, Нанами Сакамото — Девушка, Максим Маринин — Юноша) и «маленькие» (учащиеся 3 — 5-х классов) танцевали с одинаковым упоением, вполне можно было предпослать эпиграф из Тютчева: «Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!» И не только «по причине» весенней тематики действа: перед нами воочию предстало искусство в его юной ипостаси — будущее балета XXI века. И это будущее действительно увиделось в этот вечер многообещающим.
«Как оценивает прошедший концерт одно из самых заинтересованных в нашем городе лиц?» — этот вопрос мы задали директору Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) Александру Тихоновичу Марченко.
— Без сомнения, это событие незаурядное. Для нас, Юношеского симфонического оркестра и для хореографического колледжа, с которым мы осуществили подобный проект во второй раз (в прошлом году мы посвятили совместный гала-концерт 115-летию Новосибирска). Для города это тоже, безусловно, большое событие. Потому что именно одаренные дети, которые сегодня учатся в этих колледжах, одни через какое-то время станут основой балетной труппы театра оперы и балета, другие, окончив консерваторию, займут свое место в том или ином оркестре.
— В том числе и академическом филармоническом?
— Да, конечно. Уже сейчас десять-пятнадцать человек, что играли в Юношеском симфоническом, придя в оркестр филармонии, вовсе не испортили там картину, влились как достойные музыканты, солисты.
P. S. Добавим, что две девушки и шесть юношей — выпускников Новосибирского хореографического колледжа нынешнего года уже сейчас приглашены в труппу НГАТОиБ.