О прелестях измены и верности… жанру
Накануне юбилея и состоялся наш разговор о трудностях и радостях «легкого жанра» с директором и художественным руководителем театра на протяжении последних четырнадцати лет заслуженным артистом России Леонидом Михайловичем КИПНИСОМ.
— Леонид Михайлович, и в какой форме сегодня юбиляр, на ваш объективно-субъективный взгляд?
— Вы знаете, в целом я доволен нашей формой, но довольство мое относительно: хочется всегда лучшего, еще более интересного. Всегда кажется, что что-то ты недоделываешь… Но это может быть субъективным: руководитель всегда недоволен тем, что происходит у него под боком. Что касается объективного момента, все-таки приятно то, что наш театр пользуется авторитетом, многим он как творческий организм по-настоящему интересен. И это не квасной патриотизм — мол, всякий кулик хвалит свое болото, а на самом деле: критики Москвы и Санкт-Петербурга — театроведы, музыковеды, когда произносят название «Новосибирский театр музыкальной комедии», говорят: «Мы его знаем…» И, как правило, знают его с хорошей стороны. Потому как почти каждый год мы выезжаем в Москву, на фестиваль «Золотая маска», и Новосибирск там знают по двум театрам — театру оперы и балета и театру музыкальной комедии. Независимо от того, получаем мы там «Маски» или не получаем, но театр становится одним из тех театров, которые в России на слуху, и это очень важно. Это одна сторона. Вторая сторона: в нашем театре с удовольствием работают многие известные композиторы, режиссеры, балетмейстеры, художники, которые понимают, что работать с Новосибирским театром музыкальной комедии уже есть определенная планка. Даже если они сами обладают достаточно высоким реноме...
— А как в «своем Отечестве», я имею в виду Новосибирск, ваш театр оценивают по достоинству?
— Новосибирск нас не так хорошо воспринимает. Сам жанр многими нашими критиками и журналистами в силу присущего ему «природного» легкомыслия априорно встречается с определенным снобизмом, к тому же некоторые классические произведения им кажутся устаревшими. Такое отношение людей пишущих к жанру и театру прискорбно, потому что все зависит от того, на какой спектакль они попадают. Ведь даже классическая оперетта, она может быть классична по материалу и неожиданна по постановке. Вспомните спектакль «Сильва», поставленный у нас Юрием Александровым: он произвел настоящий фурор на театральном пространстве России. И уже прошло много-много лет, а о нем все время говорят, что это была совершенно неожиданная постановка, не столько оперетта, сколько музыкальная драма, где время и место действия переносились в предвоенную Германию… Существует и такой парадокс, когда наш жанр имеет очень непростые условия существования из-за того, что у широкой публики на жанр оперетты есть определенная установка восприятия. Если обыватель решит идти в оперетту, у него перед глазами и в памяти сразу же всплывают классические образцы…
— Канкан…
— Не только канкан. Он знает, как должна выглядеть Сильва, как должна выглядеть Марица, что они должны говорить, что они должны петь и et cetera. И поэтому показать что-то другое в рамках классического произведения, вынести на сцену какую-нибудь другую идею, формулу довольно сложно: так как они противоречат тому канону, который сложился в голове обывателя. Даже если мыслящая часть публики воспринимает спектакль как открытие, то подавляющее большинство хочет видеть ожидаемое и узнаваемое. И сломить этот канон довольно сложно.
— Но, тем не менее, насколько я знаю и понимаю, вы только этим и занимаетесь, уважаемый Леонид Михайлович…
— Ну нет, мне приходится…
— Балансировать?
— Балансировать — не совсем точное слово. Главный постулат театра сейчас: в театре сохраняются традиции, но развивается эксперимент. То есть в нашем театре мы отдаем должное классике, причем классике, как правило, в традиционном варианте, в традиционном прочтении. С тем, чтобы наша публика (может быть, даже определенного возраста) понимала, что она идет именно на то, что хочет, и чтобы не было момента разочарования. И, как правило, классические произведения у нас пользуются очень большим успехом. А с другой стороны — мы ставим произведения, которые выпадают из разряда чисто классического репертуара — либо это современные произведения, либо произведения такого оригинального материала, которые, в общем-то, позволяют театру развиваться. Мы пытаемся отыскивать произведения, написанные в последние годы, и современные произведения, созданные на современном музыкальном, литературном материале.
— В 2004 году при поддержке областной администрации вы даже провели первый фестиваль «Другие берега» с четкой в этом направлении концепцией — спектакли не только поставленные, но и написанные в течение самых последних лет. И это был парад премьер шести разных музыкальных театров России, в том числе столичных. Кстати, замечательный был театральный форум — творческие лаборатории, дискуссии, мастер-классы, презентации композиторами своих новых произведений. Вы тогда показали премьеру мюзикла Журбина «Мышеловка», композитор участвовал во всех мероприятиях фестиваля. Не собираетесь продолжить, пять лет прошло?
— Волна от того единственного фестиваля до того велика, что многие руководители театров думают, что он до сих пор функционирует… И обращаются к нам регулярно с просьбами включить их в программу фестиваля. Вот совсем недавно пришла такого рода «заявка» от руководства Новой оперы… То есть фестиваль все эти годы ЖИВЕТ. Живет не в Новосибирске, а живет в умах деятелей культуры и руководителей музыкальных театров России.
— А это прямой показатель того, что ваш театр пользуется известностью и является лидером жанра…
— В какой-то степени — может быть, даже не очень маленькой степени — Новосибирский театр музыкальной комедии, действительно, лидер жанра. Потому что даже по количеству «Золотых масок» с нами может соревноваться только академический театр оперетты из Екатеринбурга. Театр особого ранга. Во-первых, очень крупный театр, который имеет очень долгую, славную историю и совершенно иначе позиционируется в родном городе. Хотя, хорошо зная этот театр, я не могу сказать, что он нас превосходит. И вот наши два театра сегодня являются лидерами. Это не московская оперетта, это не питерская оперетта. Это новосибирский и екатеринбургский театры, и это очень приятно. Потому что, когда нам приходится соревноваться с той же московской или питерской опереттой, мы понимаем, что если говорить о деньгах, то при минимуме средств, затраченном на наш спектакль, главным оказываются не деньги. Главное — состояние труппы, какие-то постановочные решения, сам сценический материал, и это, конечно, играет главную роль как в конкурсном отборе, так и в присуждении самих «Масок».
— Внешне кажется, что у художественного руководителя театра Леонида Михайловича Кипниса есть такая четкая программа, все идет как по маслу, и вы прямо движетесь к заданной цели. Что предшествовало успехам, приоткройте свою творческую лабораторию…
— Как высокопарно!.. Все-таки я театральный человек: работал по специальности и закончил не только наше театральное училище, а также как театровед — ЛГИТМиК, а потом и аспирантуру…
— Но это не гарантии успеха…
— Не гарантии, но, по крайней мере, когда те же эксперты-критики приезжают к нам, я говорю с ними на одном языке. А что касается самого театра внутритеатрального строительства, то это зависит не только от меня, не только от программы, которая есть у меня или ее нет… Многое зависит от коллег, от коллектива, от тех, кто вместе со мной работает. От того, что у нас хороший дирижер Эхтибар Ахмедов, который дирижирует не только нашими спектаклями, но его приглашают и в оперные театры… Элеонора Титкова — человек высочайшей культуры, человек, который определяет не только творческий, а скорее — жизненный тонус театра. Она для многих артистов является воспитателем, точнее, даже мамой-воспитателем. Может быть, она не авангардный режиссер, не радикал, но в плане профессионализма, в воспитании актеров ей замены нет. Безусловно, сильное звено нашей команды — главный хормейстер Татьяна Горбенко, которая не только обладает большой музыкальной культурой, но является продолжателем дела своего отца — главного хормейстера оперного театра на протяжении многих-многих лет Евгения Горбенко. И этот талант, наверное, передался по наследству: все, кто к нам ни приезжает из режиссеров, дирижеров, обязательно отмечают наш хор — музыкально образованный, очень мобильный — и музыкально, и в плане пластики. И еще: у нас очень хорошая и сбалансированная труппа! Конечно, в музыкальном театре всегда сложно соотнести актерские амбиции с талантом — все считают себя премьерами. Но я как директор стараюсь сложные ситуации как можно более безболезненно «разруливать», зачастую исполняя в глазах артистов роль главного в театре злодея…
— Будучи лидерами жанра, где образцы берете высокие, что хорошего вы видели в последнее время?
— Мне повезло, потому что мне многое удалось посмотреть и в России, и за рубежом. Но сказать, что есть какие-то конкретные образчики для подражания, не могу. Лучше иметь ясное представление о том, чего ты сам хочешь достигнуть, и стремиться к этому, нежели кому-то или чему-то подражать. Потому что если есть представление, чего хочешь ты, то в театре возникает ситуация, когда тебе начинают подражать.
Наша проблема сегодня в том, что очень мало современного, интересного музыкального материала. Этому есть какие-то общественно-экономические причины. Потому что раньше композиторы писали не только для нашего жанра, но и для оперного театра — это было престижно и финансово обосновано: существовала система государственных заказов. Это стоило того, чтобы композитор потратил год, а то и несколько лет на эту музыку. Сейчас композиторам выгоднее написать эстрадную песенку, которая, прокручиваясь по всем аудио- и видеоканалам, принесет дивиденды гораздо более значимые… Поэтому получился отток композиторов от жанра музыкального театра. Поэтому возникла проблема отсутствия хорошего музыкального и что не менее важно — литературного материала. Вот это главная сегодня для нашего театра задача — даже не хорошего режиссера, балетмейстера или художника найти. А отыскать адекватный нашим устремлениям хороший музыкально-литературный материал. И я очень рад, например, что тот же Александр Колкер — замечательный композитор, сам позвонил и предложил нашему театру «Гадюку», которую мы везем нынче на «Золотую маску». Его желание сотрудничать говорит о том, что композитор знает о нашем театре, о том, что мы заняты поиском интересного материала и что способны, судя по всему, его хорошо поставить…
— Опера «Гадюка», детский балет новосибирского композитора Андрея Кротова «Буратино», «Шведская спичка» по рассказу Чехова, шоу-мюзикл «Прелести измены», совершенно неожиданный спектакль, ориентированный на этнографическую комическую стихию Грузии — комедия «Ханума» — вот самый беглый обзор сделанного Новосибирской музкомедией за последнее время. Очевидно стремление театра разнообразить творческую деятельность внутри жанра, показать возможности музыкального театра, а не просто ставить хорошие и средние спектакли.
— Это, можно сказать, наше кредо.
— Импульс?
— Желание соответствовать современному состоянию театра как такового. Независимо от того, что мы ставим — классику или современный материал, мы стремимся, чтобы в спектакле присутствовала современная театральная эстетика. Чтобы мы были интересны как поклонникам традиции, так и «продвинутому» зрителю, и коллегам.