USD 109.5782 EUR 116.1410
 

В библиотеке музыка звучала

Лиза БУРДЕЙНАЯ.
252-11.jpg
252-11.jpg



Она была основана в 1894 году и по праву считается старейшей в городе: в 2009 году отметит свой 115-летний юбилей.

В 2007 году в библиотеке была создана литературно-музыкальная гостиная «Дом, где раскрываются сердца». В стенах гостиной побывали современные прозаики и поэты П. Зайцев, Т. Мишенин, Г. Прашкевич, М. Щукин, А. Шалин, Ю. Чернов, Т. Пьянкова, З. Ибрагимова, Л. Юнина. Стало доброй традицией организовывать встречи и с артистами театра «Старый дом», и областного театра кукол, с музыковедами и коллективами Новосибирской филармонии, Новосибирской консерватории, Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова.

И вот в декабре в гостиной побывал один из коллективов филармонии, обладающий своей яркой индивидуальностью, неповторимым репертуаром и «светлыми нотами многоголосья» — «Маркелловы голоса».

Может быть, не все поклонники музыки знают, что этот хоровой ансамбль назван так по имени Маркелла Безбородого, русского церковного композитора и мастера пения XVI столетия, и «начал свою историю» в феврале 1995 года, так что его смело можно назвать одним из самых ярких явлений концертной жизни Новосибирска.

Новосибирцы гордятся «Голосами» как своим достижением, но они — граждане мира, и палитра их зарубежных поездок весьма широка. Коллектив был принят с большим успехом в Германии (1997 г.), Австрии, Москве (Малый и Рахманиновский залы консерватории, 1998 г.), на фестивале «Московское действо» (2000 г.). В 2008 году ансамбль осуществил европейский концертный тур: музыканты посетили девять городов Германии и Австрии и дали шесть сольных концертов.

В Германии «Голоса» выступили в известном на весь католический мир монастыре городка Царрентин, после совместно с Берлинской капеллой приняли участие в утренней церковной службе храма, расположенного в центре Западного Берлина. Этот храм был построен рядом с разрушенной во время Второй мировой войны Keiser-Wilhelm-Gedachtniskirche (Церковь памяти), реконструкцию которой сознательно не проводили, оставив руины в память о трагических событиях. В тот же вечер «Маркелловы голоса» провели сольный концерт в самой старой, построенной в XII веке, Берлинской церкви Альт-Мариенфэльдэ.

Хоровой ансамбль объединяет шестнадцать профессиональных вокалистов. Основу репертуара составляют различные, редко исполняемые произведения доклассического периода: древняя русская духовная музыка, грузинские церковные песнопения и застольные песни, западноевропейская духовная музыка эпохи Возрождения и барокко. Особое внимание ансамбль уделяет исполнению православной музыки. Культовая принадлежность музыки уступает место высочайшей художественной ценности и красоте звучания. Концертное исполнение русской духовной музыки становится выражением художественного образа, связанного не только с именем Всевышнего, но и с символикой православной веры и с красотой земли русской.

Но этим не ограничиваются «Голоса». Всё чаще в исполнении ансамбля звучат произведения современных авторов, как отечественных, так и зарубежных. «Маркелловы голоса» находятся в одной музыкальной плоскости с такими общепризнанными авторитетами в области камерно-инструментальной и хоровой музыки, как Татьяна Гринденко, Владимир Шуляковский, Юрий Фалик, Арнольд Кац, Джузеппе Малетто, Питер Филипс.

В библиотечной гостиной ансамбль исполнил программу, которую привез из недавних гастролей в Германии. Волшебное сплетение голосов было настолько высоким, что с закрытыми глазами можно было унестись к «живым облакам музыкальной художественности». Энергетика Игоря Тюваева помогала настроиться на резонирующую волну музыкального пространства, несущегося в необъятную высь. Атмосфера в гостиной сразу расцвела и наполнилась теплом. На лицах гостей вечера были видны радость и словно «подпевающая» в такт музыке улыбка. Подача «музыкальных воплощений» оказалась столь мягка и нежна, что хотелось слушать эти завораживающие голоса вечно. Но в программе, кроме возвышенной музыки, была и веселая. Особенно впечатлила слушателей песня на немецком языке «Про кактус, упавший из окна». «Маркелловым голосам» мастерски удаётся интерпретировать песни со скрытыми нотками юмора.

После выступления музыканты, библиотекари и все-все-все пили чай. Вообще стоит отметить, что при всей знаменитости и профессиональной значительности солисты ансамбля Игоря Тюваева очень открытые и доброжелательные люди. Воспользовавшись «самоварной» ситуацией, ваш корреспондент задал несколько вопросов солисту Алексею Баженову.

— Алексей, откуда вы родом?

— Я родился в Новосибирске, окончил МГУ им. Ломоносова, физический факультет, сейчас заканчиваю Новосибирскую консерваторию.

— А что вас привело в музыку?

— Я с детства занимался музыкой, жил ею…

— А как вы попали в «Маркелловы голоса»?

— В общем, ничего сверхъестественного не было. Была свободная вакансия, я прослушался и был принят в ансамбль.

— Расскажите о вашем руководителе Игоре Тюваеве.

— Он замечательный человек, проявивший себя во многих проектах. Выпускник Новосибирской консерватории по классу хорового дирижирования. С 1999 по 2005 год жил и работал в Вене. За это время, будучи ассистентом дирижёра и певца-солиста, участвовал в различных концертных проектах. С 2002 по 2005 год преподавал в Венской консерватории на кафедре старинной музыки (мадригальный ансамбль). С 2005 г. стал заведовать кафедрой музыкального воспитания Новосибирского государственного театрального института.

— Какие у коллектива ближайшие творческие планы?

— У нас будет концерт шестого января в Камерном зале филармонии в 18.30, программа называется «Тропическая макарена». Мы там представим латиноамериканское барокко, фрагменты американских опер... В общем, будет интересно.

Ощущение от встречи было лёгкое и симпатичное. Появилось желание посетить предстоящий концерт и услышать яркую и зажигательную «Макарену» от Тюваева!