USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Талант слышен «между строк»

Евгения ТИХОНОВА.
247-22.jpg
247-22.jpg



В юношеском конкурсе 1-е место занял первокурсник Новосибирской консерватории Лев Терсков (класс профессора Мэри Лебензон); 2-е место — Полина Куликова (Екатеринбург); 3-е место — Роберт Алиев (Пятигорск) и Щю Ци (Китай, г. Суджу).

Престижное музыкальное соревнование проходит в столице Сибири уже во второй раз. В этом году высокий уровень исполнения продемонстрировали 19 талантливых пианистов из России, Беларуси, Англии и Китая. Достаточно широко была представлена Россия: в конкурсе приняли участие музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Пятигорска, Екатеринбурга, Омска, Красноярска и, конечно же, из Новосибирска. Как отметил председатель жюри народный артист России Владимир Овчинников, к середине второй недели состязание становилось всё более жёстким, и в третий тур основного конкурса из 11 человек прошли только шесть. Это Артем Абашеев (Казань), Олег Самохин (Саратов), Елена Лось (Казань), Олег Аккуратов (Армавир), Анна Кислицина (Новосибирск) и Константин Лапшин (Лондон).

— Конкурс по своей программе был весьма сложным и серьезным, — рассказывает Овчинников. — Второй тур, в котором ребята играли по целому часу, показал, что не все выдерживают такой марафон, появляются всевозможные проблемы — дефекты, связанные и с программой, и со звуком, и с представлением о стиле произведения. Выигрывают те, кто уже имеет хороший опыт игры на сцене, созрел и как музыкант, и как творческая личность. В третьем туре шесть финалистов играют с оркестром в концертном зале Театра оперы и балета, что очень ответственно и просто тяжело для участников. Но конкурс именно тем и интересен, что к исполнителям независимо от возраста предъявляются высокие требования.

— По каким критериям жюри оценивало исполнителей?

— Мы оценивали техническое совершенство, звуковое качество, стилистические возможности (нельзя играть Бетховена, как Моцарта, и наоборот) и прежде всего масштаб одаренности исполнителя, который слышен «между строк».

— Как вы чувствовали себя в роли зрителя?

— Гораздо лучше, чем на сцене. Я это ощутил, так как играл здесь концерт и в какой-то степени почувствовал себя в роли конкурсанта. Хочу сказать, что на нас, членах жюри, лежит серьезная ответственность за будущее этих ребят. Все участники разные: те, для которых их исполнение является «потолком», и ребята, у кого за массой недоделок или неточностей виден потенциал, то есть они могут дальше раскрыться, стать в перспективе большими музыкантами, и это важно выявить.

Кроме того, участие в конкурсе помимо хороших премий (первая премия основного конкурса — десять тысяч долларов. — Авт.) дает некоторую свободу и известность. Но прежде всего это важный этап в биографии. Через горнило соревнования необходимо проходить и для своеобразной «самоаттестации». Каждый выход на сцену (будь то конкурс, экзамен или просто концерт) — завершение длительного процесса подготовки к этому шагу. Поэтому очень важно себя закалить в таких вот боях. Конкурсы — хорошая школа, важный этап на пути становления творческой личности.

— Есть пожелания этому молодому конкурсу на будущее?

— Мне хотелось, чтобы этот конкурс, поскольку он имеет статус международного, был более известен за рубежом и, следовательно, больше иностранных музыкантов принимали в нем участие. Потому что пока, на мой взгляд, он только называется международным, но на самом деле здесь весьма мало зарубежных исполнителей. Хотелось бы, чтобы больше участников приезжало из Европы, и прежде всего из Франции, родины Веры Августовны Лотар-Шевченко.