Идущий за горизонт
В погоне за сильными выразительными средствами многие молодые художники теряют смысл, идею, а потом уверенность и даже профессионализм. Александр Кучерявенко остановился на традиционной реалистической манере, своевременно освободив свою душу от носящегося в воздухе «креативного мусора», полагая, что реализм на полотне — это сама жизнь, многогранная и бесконечная.
Ведущая роль в его произведениях отводится рисунку, который несет основную эмоциональную нагрузку и характеризует его мастерство. Главное же — в его творчестве есть всё то, что определяет подлинное искусство — одухотворенность, некая тайна, загадочность, символ, знак и, если хотите, жизнеутверждающая философия.
Он трудолюбив, очень любознателен и творчески плодотворен. Основа его творчества — «сюжетный» пейзаж широкого диапазона — от героизированного до романтизированного. Но Кучерявенко не чужд и других жанров изобразительного искусства. Безумно любит лошадей, которые непременно являются составной частью его картин.
На мой взгляд, многие и, пожалуй, самые яркие свойства личности Александра Михайловича как художника сложились во время его пребывания на Дальнем Востоке, Сахалине и Камчатке — там, где начинается Родина. Причем направлялся Кучерявенко туда всего-то на три года, а прожил восемь…
Дело в том, что он путешественник по натуре. Тот, без кого мир никогда бы не был открыт. Для таких людей чрезвычайно важно познание того, что за горизонтом, тяга за горизонт, жажда понять суть вещей и явлений — особенно когда занимаешься этим профессионально. Как пишет в своей автобиографии Александр Кучерявенко, «...на севере Сахалина был в творческой командировке летом 1989 года, в селе Некрасовка, у нивхов — коренных жителей острова. Сотрудничал с Охинским филиалом Сахалинского историко-краеведческого музея, для которого выполнил несколько этюдов, портретов, этнографических зарисовок, а также картину «Неведомые земли».
Но ехал Кучерявенко в эти края не только для того, чтобы полюбоваться местными красотами, открыть в Шахтерске на базе детской школы искусств художественное отделение, но и чтобы познать самого себя, может быть, даже испытать. Прикоснувшись к одной из необычных культур цивилизации, понять душу аборигенов, истоки их трудолюбия и доброты, отзывчивости и душевной щедрости. Ведь, познавая мир, познаешь и себя. В одном из интервью художник признавался, что «Сахалин был его университетами и в творческом, и в житейском отношениях»…
Пейзажи того периода — познавательно точные и лаконичные, выразительно грандиозные, героико-романтические. Они — череда открытий, прекрасных и ошарашивающе неожиданных, оставляющих сильное впечатление, остатки которого прослеживаются во всем творчестве художника до сих пор.
Разумеется, его интересовали и нивхи, портреты которых он писал, но фольклорная тема, похоже, художника не «захватила». А вот история Руси, России, собственной Родины заполонила там, на ее окраине. И это вполне логично, так как увлечение ею началось еще в студенческие годы.
Вот что пишет, к примеру, о разработке художником исторической темы журналист В. Данилов: «Белый-белый храм с одной маковкой, с длинными, узкими окнами как олицетворение святой Руси могуче и одиноко стоит на фоне темного, задымленного неба. По бокам полыхают пожары, ощетинилась копьями Орда, а в центре, треугольником выступая от стены храма, загородился щитами небольшой отряд русских воинов. Впереди стоит богатырь в кольчуге, сжимает в руках боевой топор. Пришел последний час: скоро погибнут защитники храма, упадет русское знамя. Ощущение близкой гибели людей и разорения земли русской разлито по всей картине… Вот Ермак со своими сподвижниками остановился на берегу сибирской реки и властным жестом показывает рукой на землю: «Здесь будем стоять!» За ним — фигуры воинов, священника… Вот безмятежное синее небо почти во весь холст, мирная полоска желтого поля за рекой, но справа надвигается дым или тучи, видны передовые отряды монгольских воинов. Один из них — видимо, разведчик — подъехал совсем близко к реке и всматривается в не известную ему даль. Что там? Это «Задонщина. Орда идет»…
Признаюсь честно, я удивился: никак не ожидал здесь, на Сахалине, увидеть профессиональные работы художника, да еще на столь сложную историческую тему. Работы Александра Кучерявенко поразили мощными образами легендарных богатырей, защитников и первопроходцев земли русской, порадовали глубокой литературной мыслью…»
Действительно, надо отдать должное художнику за смелость выбора такого трудного, исторического, жанра, а главное — убедительно в нем реализовать свои, можно сказать, мировоззренческие идеи, доступные широкому кругу сочувствующих зрителей. Однако они несколько эскизны, во многом рационалистичны, порой действительно чересчур литературны. Хотя, разумеется, выполнены на добротном профессиональном уровне, композиционно выверены с крепким рисунком и гармонизированным колоритом. Некоторые из исторических сюжетов облагораживает и обогащает пейзажный фон, достаточно убедительно работающий на раскрытие образа.
Как уже отмечалось, Александр Кучерявенко пробует себя в разных жанрах, в том числе и в портретном, при высоких живописно-графических качествах, сходстве с моделью и другими техническими составляющими, хотелось бы видеть в портретах более глубокую психологическую выразительность и образность. Но, как говорится, если человек талантлив, он талантлив во всем, поэтому мы вправе ожидать дальнейших творческих достижений в разных ипостасях этого замечательного художника и человека — Александра Михайловича Кучерявенко.
Александр Михайлович Кучерявенко — один из видных новосибирских художников среднего поколения. Выпускник художественно-графического факультета педагогического института, он долгое время жил и работал на Сахалине, сейчас — в Новосибирске. Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, лауреат конкурса «Золотая палитра», участник областных, зональных и региональных выставок Сибири и Дальнего Востока. Графические и живописные произведения Кучерявенко хранятся в фондах многих художественных и историко-краеведческих музеев, картинных галерей, а также в частных коллекциях России, ближнего и дальнего зарубежья.