USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Руслан Ефремов — директор Оперного

Татьяна ШИПИЛОВА.
211-10.jpg
211-10.jpg




А «директором Новосибирского государственного академического театра оперы и балета назначен Руслан Ефремов — первый заместитель директора театра...»

Потом на сайте же была опубликована биографическая справка Руслана Юрьевича Ефремова, а в театре мне сказали, что преемника Борис Михайлович Мездрич выбирал сам — в министерстве с его предложением согласились. И вот первая встреча с новым директором НГАТОиБ.

Спросить хотелось о многом: традиционным «пинг-понгом» — вопрос-ответ — в первом интервью было не обойтись. Ведь театр за семь лет работы здесь Мездрича, преодолев невероятные сложности периода реконструкции, не только не растерял творческого потенциала и славы Большого театра Сибири, но стремительно его наращивал. Во многом и главном благодаря талантливому и яркому художественному руководству, которое Борис Михайлович «прирастил» такими персонами, как Теодор Курентзис и Игорь Зеленский. И вдруг — перемена первого лица...

...В директорском кабинете всё вроде бы без изменений и даже на столе виденная когда-то фотография: день торжественного открытия большой сцены театра после реконструкции — на переднем плане Путин и Мездрич, за ними серьезный молодой человек, который сидит теперь прямо передо мной.

Сначала говорили о реконструкции. Оказывается, притом, что театр прекрасно, на наш зрительский взгляд, функционирует, скоро начнется второй ее этап. Это масштабное и принципиальное преобразование концертного зала, зона гримерных, лестницы, фасад, которого пока не касалась рука рабочих-строителей... Потом — о финансово-экономической службе, которую Ефремов, придя в 2001 году, фактически заново создал и руководил ею в должности первого заместителя в течение всех этих лет. Несмотря на ремарку моего собеседника «Читателям вряд ли будет интересно», на мой взгляд, это была не менее информативная и увлекательная часть разговора, чем «гуманитарная» или касающаяся творческих аспектов жизни театра. (К слову: я давно заметила свойство настоящих профессионалов рассказывать о любой самой мудреной, узкой и техничной сфере деятельности, ничего не упрощая, так, что ты начинаешь не понимать, но по крайней мере чувствовать ее своеобычную красоту).

— Руслан Юрьевич, через несколько дней после вашего назначения вы приняли участие в селекторном совещании вице-премьера Жукова по поводу изменения системы оплаты труда бюджетников. В нем принимали участие 11 тысяч учреждений. Но от всего минкультовского сообщества докладывали именно вы, потому что, как мне сказали, «финансово-экономическая служба Новосибирского театра оперы и балета — одна из лучших в этой сфере». Что это значит — хорошая финансово-экономическая служба театра?

— Наверное, кратко можно сформулировать так: работающие в тесном взаимодействии и гармонии подразделения бухгалтерского и бюджетного учета, планово-экономической и юридической служб.

— Вы создали эту гармонию «играючи»?

— Это был процесс постепенный. Прежде всего важно было найти профессионалов. Ну и многому переучивались бухгалтеры, так как система бюджетного учета в корне отличается от системы учета бухгалтерской. Можно сказать, в их деятельности произошли в эти годы революционные изменения. Что касается вновь созданного юридического отдела, то он предполагает знание его специалистами не только российского права, но и международных норм, потому что каждый четвертый договор у нас зарубежный и касается либо авторского права создателей произведений, либо условий договоров со звукозаписывающими фирмами, либо организации гастролей. А главный принцип успешной деятельности финансово-экономической службы театра, по аналогии с балетом, — постоянно быть в форме. То есть и финансист, и экономист, и бухгалтер, и юрист — каждый должен непременно поддерживать свой профессиональный уровень, ситуация остановки неизбежно приводит к тому, что какое-то звено начинает не успевать за общим темпом, и это ощущают все другие системы.

Главный же критерий успешности финансово-экономической службы театра в том, что ее деятельность в общем-то никто не замечает. Это как хороший признак государства. Существование его не должно быть заметным для народа, но народ должен ощущать заботу государства во всем. Словом, в театре человек, особенно творческий, не должен ощущать, что есть какие-то проблемы текущего процесса или даже проблемы глобальные. И вовсе не должен знать, а тем более чувствовать на себе, что вы вчера решили сложнейшую проблему, над которой работали полгода. И слава Богу, что в большинстве случаев мы оберегаем творческий состав театра от проблем экономического характера...

— Намного отличались масштабы вашей профессиональной деятельности в должности заместителя директора Омской драмы и потом — Новосибирского театра оперы и балета?

— На самом деле профессия была та же, но масштаб совершенно иной. И хорошо, что мы пришли с Борисом Михайловичем сюда за два года до реконструкции: было время, чтобы сформировать финансовую команду и понять разумом, с чем мы входим в этот сложнейший период. И это был очень важный момент, потому что в такой большой системе, как Новосибирский оперный, новому человеку — будь он семи пядей во лбу, будь сверхпрофессионалом — на адаптацию нужно не меньше полугода. Сейчас же можно уверенно говорить, что процесс учета у нас полностью сбалансирован. И я могу принимать любое решение на данную минуту, зная доподлинно, что и как, — от финансового состояния театра в целом до реализации билетов. Любая из составляющих у меня как на ладони в реальном режиме. А это чрезвычайно важно: не принимать решение на глазок или вслепую с ошибками, особенно с теми, которые непосредственно влияют на финансовую операцию.

Еще говорили мы об «уроках Мездрича» (потому как Ефремов, безусловно, считает его своим учителем), который, будучи превосходным организатором театрального процесса, в свою очередь стал преемником традиций и уроков легендарного директора Омской драмы Мигдата Нуртдиновича Ханжарова. (Ханжаров был одним из первых, кто применил в театральной деятельности то, что сегодня именуют маркетингом, однако актеры, работавшие с ним, считали его не хозяйственником, а душой театра.) Главным наследством Ханжарова в Омской драме, по словам Бориса Михайловича, были «труппа и атмосфера». Высочайшего класса труппа и свободная от склок и прочего бытового «мусора» творческая атмосфера. Результатом управленческого творчества самого Мездрича стал принцип, который хорошо усвоили в Новосибирском оперном и запомнили представители СМИ, — о приоритете профессионального, творческого над «интрижным».

— Но у Бориса Михайловича была своя профессия, у вас — своя. Какие это в большей мере были уроки — управленческие, человеческие или какие-то ещё — абсолютно универсальные?

— Как принято говорить в таких случаях, очень хороший вопрос. Потому что театр — такая система, которая учит не только профессии, здесь приобретается богатый человеческий опыт. И, действительно, наблюдая за Борисом Михайловичем в самых разных ситуациях, сотрудничая с ним как заместитель, я многому учился. И, несмотря на то, что он теперь в Ярославле, а я здесь, не считаю этот процесс завершенным. Мы часто разговариваем с ним по телефону о вопросах как новосибирских, так и ярославских. Мы договорились, что часто будем встречаться в Москве, Ярославле. А главный урок Мездрича — человеческий он или управленческий, трудно разделить — состоит в том, что в театре все усилия и творческой команды, и всех других должны быть подчинены созданию наилучших условий для людей, которые выходят каждый вечер на сцену и составляют славу театра, — для артистов. Когда такой принцип-аксиома в театре существует и только согласно ему принимаются творческие и управленческие решения, тогда система начинает сама себя регулировать, и этот баланс приоритетов выводит театр на определенный уровень. Еще примером и уроком может служить большое терпение Мездрича. Я думаю, этому я у него научился...

— Почему терпение?

— Потому что в больших системах есть особенность: вот я как профессионал вижу, ЧТО должно быть и КАК это сделать. Но нужно набраться терпения и ПОШАГОВО, ежедневно двигаться с разными людьми, чтобы они были включены в сверхзадачу, став вашими союзниками. Если терпения нет, очень легко надорваться, взять вес, который, по-спортивному говоря, приведет к сбою или провалу задуманного…

Безусловно, в театре немало задач, которые должны были быть выполнены даже не сегодня, а, как говорится, еще вчера. И здесь, помимо терпения, нужно еще понимание того, что труппа и те, кто занимается постановочным процессом, а точнее, их психика находится в особом, скажем так, особо мобильном состоянии. И поэтому даже во время обычного, казалось бы, разговора надо очень трепетно оберегать артиста от депрессии.

— Руслан Юрьевич, вопрос, без которого в ситуации неожиданно скорой смены директора театра не обойтись: как складываются у вас отношения с художественными руководителями, вашими ровесниками — Теодором Курентзисом и Игорем Зеленским? Ведь, судя по всему, именно Мездрич являлся для них основным «гарантом» долговременного и плодотворного пребывания в театре...

— Мы работаем. Вот уже за этим столом провели много часов, обсуждая как ближние, так и перспективные проекты, в том числе на уровне идей. И мне кажется, повода для каких-то особых беспокойств нет. Ближайшая премьера — 29 и 31 октября — «Вечер хореографии Джорджа Баланчина». К поставленным в прошлом сезоне «Серенаде», «Аполлону Мусагету» и «Па-де-де Чайковского» добавится еще один баланчинский балет «Who cares?» (в русском переводе «Не всё ли равно?») на музыку Гершвина. Это наш совместный проект с Фондом Баланчина, который в общем-то очень избирательно относится к переносу спектаклей великого хореографа на сцены мира. Безусловно, очень интересным для театра является проект постановки оперы Верди «Макбет» — музыкальный руководитель Теодор Курентзис, режиссер-постановщик Дмитрий Черняков. Премьера состоится в декабре в Новосибирске, а затем в апреле 2009 года — в Париже.

Что еще? Игорь Зеленский готовит к постановке обновленную версию «Лебединого озера» в содружестве со всемирно известной итальянской художницей Луизой Спинателли. Это тоже чрезвычайно важный для театра проект.

В расширенном формате, с участием звезд мирового балета пройдет в мае второй Сибирский фестиваль балета.

Вообще по фестивальной составляющей у театра большие планы: помимо фестиваля балета, велика вероятность выступления театра на «Золотой маске» с премьерой прошлого сезона — балетом Минкуса «Баядерка». Сейчас прорабатывается вопрос об участии театра в июле 2010 года в знаменитом оперном фестивале в Брегенце (Австрия), где мы намерены представить оперу Вайнберга «Пассажирка». А также — в международном музыкальном фестивале в Баден-Бадене (Германия) с оперой Перселла «Дидона и Эней». Музыкальный руководитель постановок — Теодор Курентзис. На 2010 год намечено также наше участие в фестивале старинной музыки в Италии — с операми «Дидона и Эней» Перселла и Гайдна — «Орфей и Эвридика». Есть обширные гастрольные планы. Самые ближние из них — это ноябрьское турне по Корее с оперой «Кармен», декабрьская поездка в Красноярск с оперой «Ревизор» Дашкевича, а также интереснейший проект с Московской филармонией: в январе 2009 года мы покажем в столице оперу «Орфей и Эвридика» в концертном исполнении…

— В планах, особенно касающихся совместных проектов и фестивалей, очевидна творческая «экспансия» нашего театра на Запад...

— Вы абсолютно правы. Одна из задач и, может быть, сверхзадач театра сегодня — чтобы мы были известны не только в Москве, Санкт-Петербурге, России в целом, но чтобы нас знали и на западноевропейских площадках. Почему? Потому что эффективного взаимодействия в творческой среде невозможно достичь при «игре в одни ворота». То есть на данном этапе развития театра, я считаю, нам необходимы не только гастроли, но участие в различных программах на площадках Европы — со спектаклями, совместными постановками, концертами. В идеале — в проектах такого уровня, как Год российской культуры во Франции. И с 1 января будущего года делать это нам станет легче, поскольку театр стал получателем гранта Правительства РФ.

...На прощание я задала Руслану Ефремову несколько вопросов, дабы расширить официальную автобиографическую справку хотя бы некоторыми «штрихами к портрету».

Любит театр — и не только музыкальный: в столичных командировках старается побывать на премьерах в театре Маяковского, на Таганке, в МХТ, в Ленкоме.

Девять лет профессионально занимался бальными танцами: «...поэтому хорошо понимаю ощущения танцовщиков, а также знаю, что такое «память мышц» и как болят суставы после выступлений и репетиций».

Женат. Супруга Татьяна — по образованию юрист. Познакомились в Омске, в 2004 году сыграли свадьбу уже в Новосибирске. Отдыхать молодая семья предпочитает на природе: «Очень любим Заельцовский парк, даже иногда после работы просто прогуляться приезжаем туда». Хотя водительский опыт у Руслана небольшой, уже побывали, путешествуя на автомобиле, у родителей в Омске, на Алтае и в Белокурихе.

— В общем, природу предпочитаем тусовкам, — улыбается Руслан.

— Тусовок хватает в театре?

— Да, — кивает он утвердительно.


Руслан Юрьевич Ефремов родился в 1971 году в Омске. В 1994 году окончил факультет физики Омского государственного педагогического университета с красным дипломом. С 1998 года проходил обучение в Омском юридическом институте МВД по специальности «юриспруденция». Имеет квалификационный аттестат профессионального бухгалтера Минфина Российской Федерации с присвоением квалификации главного бухгалтера, бухгалтера-эксперта.

С 1997 года работал в Омском академическом театре драмы, с 1999 — заместителем директора театра.

С октября 2001 года работает в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета первым заместителем директора.

За этот период под его руководством произведено реформирование бухгалтерской службы театра.

Работая много лет в команде директора Б. М. Мездрича, освоил опыт постановочной, гастрольной, фестивальной деятельности театра.

Приказом министра культуры Российской Федерации с 19 сентября 2008 года назначен директором Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

Фотографии статьи
211-11.jpg