USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Когда школа — это вся жизнь

Наталья КРИВЯКИНА. Фото автора.
194-22.jpg
194-22.jpg



Немного подумав, он подал заявление о приеме в пединститут на специальность «физика».

Пять лет учебы и несколько месяцев работы после выпуска в Чанах были единственными вне стен родной школы. А когда 1 сентября 1975 года Александр Густавович с небольшой папкой под мышкой пришел на работу, его… не пустили. Дежурные приняли молодого учителя за старшеклассника и потребовали дневник. Все оправдания воспринимались как ложь нерадивого ученика. Только вмешательство администрации спасло первый урок.

— Трудно было начинать работу, — признается Александр Густавович. — Когда мы пришли в институт, нам сразу сказали: забудьте все, чему вас учили в школе. Та же история повторилась, когда пришли в школу. Советская система образования была довольно крепкой. Мы, выпускники института, прекрасно знали предмет. Но вот с методическими разработками было сложнее. Приходилось много заниматься самообразованием, постоянно что-то придумывать.

Когда в восьмидесятых в школьной программе появился совершенно новый предмет «информатика», почему-то посчитали, что эта специальность близка к математике. Обязали взять на себя информатику физика Александра Густавовича. Сейчас компьютером уже никого не удивишь, а тогда самый первый комплект БК-0010 казался буквально чудом техники.

На перепрофилирование отпустили только три месяца. А после курсов пришлось до всего доходить своим умом. Эта работа была настолько интересна, что занимала молодого педагога полностью. Был и еще один плюс: на информатику с увлечением приходили все, даже самые отпетые двоечники.

На 35-летие школы в 88-м году администрация города подарила имениннице целый компьютерный класс.

— Тогда всем хотелось посмотреть, что у компьютера внутри, — рассказывает Александр Райзер, — но такой возможности — разбирать и ковыряться в нем — не было. Детям хотелось научиться составлять программы. Сейчас же наоборот, есть все возможности для учебы, можно и программирование изучать, но интересы у детей совсем другие — игрушки, интернет да еще рисование.

Родная школа подарила Александру Густавовичу и супругу. С Ириной он учился в одном классе, потом вместе поступили в пединститут, только Ирина Михайловна выбрала специальность «математика». А уже закончив учебу, они поженились и вернулись в Искитим. Сейчас Ирина Михайловна — директор школы №5.

Вырастив двух дочерей — Ольгу и Лилию, родители отговаривали их от педагогической деятельности. Однако учиться девушки пошли именно в пединститут. На двоих у них сейчас три педагогических образования. Но вот в школе ни одна, ни другая работать не стали.

Сейчас, отработав в школе уже 33 года, Александр Густавович считает, что его работа очень интересна. Каждый год — это встреча с новыми ребятишками, у каждого из которых свой характер, свои возможности, но если вдруг в классе он видит любопытных детей — это вызывает особые эмоции, заставляет раскрыться педагога и воспитателя. Сегодня, по его мнению, учатся с большой неохотой. Лишь малой части ребят нужны знания, остальным — документы об образовании или оценки. Поэтому особую гордость вызывают те, кто идет после школы учиться именно на физику и информатику, в ком педагог смог вызвать интерес к предмету.

А вот в образ идеальной школы педагог не верит. Если бы удалось изолировать каждый класс, тогда может быть… Однако школа — это не отдельные классы, это настоящее общество со своими законами, своими традициями, своим фольклором, пусть и не всегда удачным. Именно они и отличают каждую школу, делают ее уникальной. Вот «пятая», например, традиционно является одной из лучших в Искитиме. Без сомнения, это заслуга как учеников, так и педагогов — прекрасных специалистов, задающих тон самому процессу обучения, и просто увлеченных людей.