Творчество не знает границ
«Документальное кино: искусство говорить правду» — ёмко и содержательно о назначении, цели и значимости неигрового кино говорит девиз фестиваля «Встречи в Сибири». С каждым годом продемонстрировать своё искусство на фестиваль приезжают всё больше и больше известных режиссёров, операторов как со всей России, так и из-за рубежа.
Настоящей сенсацией фестиваля 2008 года стал показ фильма Эмира Кустурицы, который уже несколько лет подряд представляет свои работы на новосибирском фестивале. Фильм «Марадона» — взгляд на великого футболиста Диего Марадону его горячим фанатом и режиссёром, не менее великим. Этот фильм вызвал у новосибирских зрителей противоречивые суждения о новом творении Кустурицы: кому-то идея с разных сторон рассмотреть личность Марадоны показалась отличной, а кто-то посчитал лишней и неуместной связь спортивной ипостаси героя и его политического и общественного окружения.
Особое место на фестивале занял фильм любимого зрителями актёра Александра Пороховщикова. «Цензуру к памяти не допускаю» — игровой фильм, собравший награды на фестивалях в Сан-Ремо (четвёртое место), Сан-Рафаэле (главный приз «Золотой парус»), также получивший главный приз зрителей «За исповедальность» на «Кинотавре». Картина Пороховщикова стала настоящим подарком поклонникам фестиваля и его украшением: сюжет фильма «Цензуру к памяти не допускаю» основан на подлинных событиях и драматических испытаниях, выпавших на долю дворянского рода Пороховщиковых.
Но всё же, как ни странно, основной массив гостей столицы Сибири представляют иностранные документалисты. Так, в прошлом году почётным гостем фестиваля стал знаменитый американский киномонтажер Алан Хейм. А нынешние «Встречи» собрали около 20 фильмов зарубежных документалистов. Уже не первый год Новосибирск посещают ставшие уже родными представители международной кино- и фотомастерской «Паспорт Контроль» (фестиваль «Mediawave», Венгрия), которые показали программу лучших фильмов фестиваля 2007 года. Также широкую программу (девять фильмов) представили гости из Румынии — фестиваль «АСТРА». Родня «Встречам в Сибири», международный фестиваль «Флаэртиана» в Перми, названный в честь классика документального кино Флаэрти, представил свои лучшие фильмы из Нидерландов, Сербии, Испании, Италии и России. А фильмы из Индии и Китая покорили зрителей своей оригинальностью, придавшей «Встре- чам в Сибири» по-настоящему мировой охват.
Безусловно, сердечно были встречены фильмы российских документалистов, так тонко, психологически показавшие простую русскую жизнь с её многогранностью и, к сожалению, ставшей для нас неприметной, неповторимостью. Невозможно не отметить работу Галины Леонтьевой — фильм «Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи» о жене талантливого художника, посвятившей ему свою жизнь, став его единомышленницей. Леонтьева с удовольствием приняла участие в фестивале, посетив Новосибирск. «Фильм — эпоха нашей страны, но эпоха, которая рассказана женщиной, избалованной ею. — Перед показом картины Галина рассказала зрителям об идее фильма. — После она стала художницей из богемной среды. А потом её жизнь развернуло на 180 градусов, и она пошла совсем другой дорогой — выбрала путь жены священника, жены-христианки. Нельзя рассматривать этот фильм как фильм-трагедию. Скорее всего для героини этот путь — христианский путь спасения. Это фильм про нас всех».
За фильм «Ульяна Лопаткина» режиссёр и оператор Сергей Ландо получил на фестивале «Большой Кофр» за лучшую операторскую работу. Портрет знаменитой примы-балерины Мариинского театра покорил новосибирцев. О работе над фильмом Сергей Ландо рассказал после показа: «Я записал с Ульяной Лопаткиной интервью. Но не поставил его в фильм. Оно его сломало бы. Это была бы неплохая, но совсем другая работа: телевизионная, с массой интересных подробностей, которые раскрывали бы достаточно ясно сущность героини. Но она бы стала другой, стала бы понятней и однозначной. Я использовал интервью по-другому, чтобы наиболее адекватно отразить героиню, но не используя её слова, а показывая это средствами кинематографа. Этот фильм — не полностью портрет Ульяны, это и Ульяна, и я — художник, делая портрет кого-то, невольно рисует и свой портрет».
Ряд картин был посвящён памятным датам истории России: «Блокада» Сергея Лозница — дате снятия блокады Ленинграда. А фильмы Эллы Давлетшиной «Фонтаны» и «Станислав Поздняков» — 115-летию Новосибирска. Премьеры новосибирских кинематографистов Владимира Эйснера, Валерия Новикова и Владимира Пономарёва были посвящены 100-летию российского кинопроизводства.
Также фестиваль открыл дорогу молодым кинематографистам Сибири — последний день показов был специально отведён для фильмов, созданных участниками молодёжного проекта «КиноЧЕРДАК» и международной молодёжной мастерской «Паспорт Контроль». Юлия Кощеева, руководитель проекта «КиноЧЕРДАК»: «В Новосибирске есть проблема: нет молодёжного кино. Есть люди, которые снимают, но качество их творений оставляет желать лучшего — перспектива роста не просматривается. А те, кто открывает в себе талант, у кого фильмы на хорошем уровне, сразу уезжают в столицу. «КиноЧЕРДАК» — это площадка для развития молодёжного кинематографа в Сибири. Мы провели уже три «КиноКРОССА», их результаты были показаны на фестивале. Участники из Новосибирска, Кемерово, Омска, Барнаула очень достойно показали себя».
Уже несколько лет подряд фестиваль определяет лучшего зрителя. Так как зритель должен быть интеллектуальным, внимательным и неравнодушным к кино, то конкурс объявлен непростой — нужно было написать 15 рецензий на любые фильмы, представленные на фестивале. Приз — поездка в Венгрию на фестиваль «Mediawave». В этом году председатель жюри Приза лучшего зрителя Роза Литвиненко отметила работы 11-классницы Екатерины Нечитайло.
В чём же секрет такой популярности фестиваля? Международные фестивали документального кино — это не «Оскар» и даже не «Кинотавр». Неигровое кино, к сожалению, не пользуется такой популярностью, как игровое. В поиске «своей ниши» неигоровое кино постепенно перемещается на телевидение, становится телевизионным документальным кино. «Встречи в Сибири», как и многие другие фестивали по всему миру, видят своей целью сделать документальное кино открытым для всех, чтобы каждый неравнодушный мог свободно насладиться «искусством говорить правду». Поэтому каждый фестиваль — это праздник и праздник мировой, который, кстати, не только позволяет созерцать уже созданное, но и двигает документальное кино вперёд. Так, на фестивале-2007 от Эллы Давлетшиной, директора фестиваля и его идейной вдохновительницы, поступило предложение создать в Новосибирске видеотеку документального кино, доступного для каждого. И уже через полгода был открыт Центр визуальной культуры — детище Межрегиональной общественной организации «Встречи в Сибири».