USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Сосенки на обугленных делянах

Нина ЕГОРОВА.
184-31.jpg
184-31.jpg



Но градоообразущей всегда была лесопереработка. Таковой она остается и до настоящего момента. Главным образом благодаря тому, что два года назад здесь появилось одно из деревоперерабатывающих предприятий района — ООО «Сиблес». Об успехах и проблемах его наш сегодняшний разговор с его директором Зоей ШИЛОВОЙ.

— Нижнекаменка имеет давние лесозаготовительные и лесоперерабатывающие традиции. Более 75 лет здесь успешно работал Ордынский лесопункт, коллектив которого доходил до трехсот человек. Это была мощная трудовая школа, из стен которой вышли грамотные, любящие свое дело специалисты. На его базе и образовалось наше предприятие. Хотя у нас сейчас работает много молодежи, специалисты того леспромхоза составляют костяк «Сиблеса». Вспоминаю, как в самом начале я привезла на наше предприятие финскую раму «Кара». В разобранном, разумеется, виде. Думала: не соберем ее. Но наши специалисты Александр Платыч, Василий Морозов, Геннадий Кремер установили заморский механизм. Позднее они же смонтировали российскую «Малому». Без всяких инструкций. Причем это была бэушная рама, с перекрученными подвижными столами. Наши мужчины из металла заново скроили и проточили их, и рама до сих пор работает. Словом, нет таких узлов и деталей, которые эти мастера не смогли бы довести до ума. Молодежи есть у кого учиться. Работает сейчас в «Сиблесе» и бывший экономист леспромхоза Галина Петровна Белова. Она совмещает обязанности старшего бухгалтера и нормировщика. Главный бухгалтер Татьяна Ивановна Кремер тоже вышла из той же школы. Женщины прекрасно справляются с нашими программами, они быстро освоили новую оргтехнику, и учетно-финансовая работа на предприятии соответствует современным требованиям. Все мы прекрасно знаем друг друга, потому что я тоже проработала в леспромхозе 25 лет. И очень радуюсь, когда в гости приходят его ветераны. Такие как Артур Оттович Кремер, Тамара Михайловна Полякова, Рихард Васильевич Май и другие. Приходят, чтобы вспомнить молодость, посмотреть, как мы работаем, подсказать что-то, помочь. Конечно, удивляются новому оборудованию. Раньше ведь много было ручного труда. А сейчас... Знаете, я сама не могу привыкнуть: не успеешь глазом моргнуть — бревно раскроено! Такие мощные рамы.

— Зоя Борисовна, вы тесно сотрудничаете с такой организацией, как ООО «ПМК Мелиоводстрой». Что связывает ваши предприятия?

— Договорные отношения. «ПМК Мелиоводстрой» арендует здесь участки леса и ведет заготовку древесины. Мы покупаем ее, вывозим на свою территорию и перерабатываем. Кроме того, по договору осуществляем назначенные «ПМК Мелиоводстрою» договором аренды обязательства — это отводы делян, лесохозяйственные работы, охрана леса от пожара.

— Кажется, вы занимаетесь и восстановлением лесов?

— Да. Такую работу ведем тоже по договору с арендатором. В прошлом году это было только естественное восстановление. Но нынче мы засеяли пятьдесят гектаров семенами хвойных пород. Всходы очень хорошие. Это признали и проверяющие, которые были у нас недавно. Молодые сосенки буквально щеточкой стоят. Однако естественное возобновление более эффективное. Деревца быстрее растут и лучше укореняются. Поэтому в будущем году мы решили осуществлять восстановление леса саженцами — будем брать их с естественных участков и рассаживать на делянах. Хочу заметить, что в договоре аренды «ПМК Мелиоводстроя» нет такого пункта — восстановление леса. Это частная инициатива.

— Неожиданный для бизнесменов альтруизм.

— Знаете, арендаторов в Ордынском районе много. И все они разные. ООО «ПМК Мелиоводстрой» тоже, конечно, стремится получить прибыль, как любой другой представитель бизнеса, но оно и вкладывает средства, и к людям здесь относятся хорошо. Этот арендатор сознает свою социальную ответственность перед обществом. И потом вы, наверное, видели последствия пожара в Караканском бору. Страшная картина. После пожара его почти полностью вырубили. Кто только сейчас здесь не заготавливает древесину! Я всю жизнь прожила в Нижнекаменке и уезжать отсюда не хочу. А что такое вырубить лес? Душа болит. И это не громкие слова. Я патриот своего села. И считаю, что мы обязаны заниматься восстановлением леса. У нас сейчас под естественным возобновлением 75 гектаров с прошлого года, нынче освоили еще пять гектаров и 50 гектаров, как я сказала, засеяно. Это, конечно, немного по сравнению с тем, что сгорело. Но мы делаем все, что можем.

— Новое производство в селе всегда великое дело. Прежде всего это ведь дополнительные рабочие места, которых повсеместно не хватает.

— Все далеко не так просто. Когда разваливался Ордынский леспромхоз, я как районный депутат и просто житель Нижнекаменки приходила в уныние от происходящего. Многие мои земляки стали пить. Они не знали, как найти себя в новой жизни. И я со всех трибун говорила, что на Правобережье необходимо создавать предприятия, новые рабочие места. А в действительности оказалось, что они никому не нужны. Вы даже представить себе не можете, насколько трудно найти людей на производство в тот же «Сиблес». А между тем у нас неплохие условия. Средняя заработная плата более 10 тысяч рублей в месяц, без задержек. А скажите, многие ли компании имеют сейчас колдоговор? Мы заключили такой договор, где определили льготы для своих трудящихся. В частности, продаем им по невысоким ценам пиломатериалы, дрова. Кроме того, «Сиблес» заключил договор с медицинской страховой компанией «Запсиб ЖАСО» и перечислил двести тысяч рублей за дополнительные медицинские услуги своим работникам.

— Слышала от специалистов, что вы выпускаете очень качественную продукцию. Даже израильтяне хотели заключить с вами договор на ее поставку.

— Действительно, представителю одной израильской компании очень понравилось качество нашей продукции. Но договор не удалось заключить в связи с таможенными заморочками. Мы постепенно оснащаем свое производство современным оборудованием. Ленточные пилы, например, заменили дисковыми, которые дают отличное качество. Наш брус уходит теперь махом. Его делаем только под заказ. И мы готовы расширять ассортимент. Главное — найти сбыт. Можем, например, готовить наборы домов — брус, плаха, обрешетка и так далее. Я об этом не раз говорила в администрации. Мы знаем, как недостает в селе специалистов. И все из-за нехватки жилья. Наше предприятие готово продавать такие наборы со скидками. Скажем, дом 8Х9 метров будет стоить двести тысяч. Это небольшие деньги. Пока никто на наше предложение не откликнулся. Цена у нас на продукцию сравнительно небольшая, поэтому в сезон обычно сбыт находим. Охотно берут наши материалы степные районы области: Доволенский, Кочковский, Краснозерский, Карасукский. Но в этом году с реализацией были большие проблемы. Особенно обостряются они с наступлением распутицы, когда не работает паромная переправа. Объемы реализации тогда, естественно, падают.

— Государство, как известно, ставит задачу — выйти на стопроцентную переработку леса.

— Это очень нелегко. Во-первых, на делянах не весь материал строительный. Есть там и дрова. Мы продаем их совсем недорого, но покупателей мало. В свое время горбыль вообще отдавали даром. Ордынцы неплохо его, конечно, возили. Но местным жителям такой материал не нужен. Сейчас горбыль мы уже перерабатываем. Делаем из него прожилины, досочку, штакетник. Кроме того, в настоящее время из двадцатипятки, которая скопилась на складе, выпускаем прекрасную сухую евровагонку (влажностью не выше 18 процентов). Даже опилки у нас идут в ход. Ими мы отапливаем помещения. Для чего приобрели отопительную установку КАДО-150 тыс/кВт. Очень жаль, что небольшое количество их осваиваем, так как установка имеет большую теплоотдачу. Для выпуска новой качественной продукции (той же евровагонки в больших объемах) нам, конечно, нужна сушилка. Планируем ею обзавестись к будущей весне. Сухие пиломатериалы всегда востребованы. Тогда можно будет открыть столярный цех: делать рамы, двери, дверные блоки, стулья и так далее. Постепенно, думаю, мы сумеем прийти и к глубокой переработке, потому что предприятие должно быть прибыльным. Пока прошлый год мы сумели свести на ноль. Понятно, почему. Нам всего два года, и очень много средств приходится вкладывать в развитие. Купили, например, семь новых тракторов, «КамАЗ», «Урал-манипулятор». Все это новая техника. Но с освоением новых видов продукции наша экономика будет укрепляться.

Фотографии статьи
184-30.jpg
184-32.jpg