Где ты, бабье лето? Первый снег осени не обескуражил хлеборобов
— Я за сегодняшний день, 17 сентября, — сказал Виктор Александрович, — переговорил по телефону со многими главами районов. Они, конечно, расстроены, в их голосах слышится горечь, но никакой трагедии нет. В конце концов, в сентябре почти каждый год бывает снег, а про дожди и говорить нечего, поэтому люди имеют опыт работы в сложных ситуациях. У нас в запасе еще целый месяц, когда можно убирать хлеб, поэтому убежден — все успеют. Для этого повсеместно вводится режим дежурства на кромке поля, чтобы мгновенно включаться в работу, как только позволяет погода.
Всего, по словам Гергерта, снег прошел в 15-ти районах, но интенсивностью почти нигде не отличался — поэтому колосья не погнуты и не поломаны. Это радует, так как хлеб в этом году хорош, и есть полная уверенность, что валовой сбор зерна составит порядка 3,2 миллиона тонн при средней урожайности 19,2 — 19,3 центнера с гектара. Причем около 70 процентов урожая (обычно этот показатель равен 62 — 63 процентам) составит пшеница с клейковиной от 23-х и выше. Значит, будет и хорошая цена.
— Уже сейчас, например, — подчеркнул вице-губернатор, — мелькомбинат №1 дает за зерно с высокой клейковиной 6 тысяч рублей за тонну. То есть ту цену, по которой мы и настраиваем крестьян продавать. Бывает, что ждать невозможно — выплата кредитов, налоги и так далее, — и отдают продукцию дешевле. Но у кого есть возможность придержать, тот внакладе не останется. Известно, что не очень качественный урожай собрали в европейской части России. Недавно общался с японским зерновым трейдером — они также заинтересованы в сибирском хлебе.
Как говорится, да будет так, и крестьяне получат достойную цену за свои труды. Виктор Гергерт вообще считает, что осенью, особенно ненастной, для хлеборобов на первый план выходят два качества — мудрость и терпение. Мудрость не поддаться панике, не начать убирать сырой хлеб. А терпение — дождаться-таки хорошей погоды. А она обязательно будет.
Понятно, что нормальный руководитель никогда не станет обмолачивать совсем уж сырую пшеницу, но в любом случае метеоусловия повышают нагрузку на сушильные комплексы. Но Гергерт успокоил, что все вопросы в этом направлении решаются максимально быстро, проблем с закупкой и доставкой топлива не существует. Недавно отправили 40 тонн сырой нефти для сушки зерна в Тогучинский район, вскоре 80 тонн уйдет в Венгеровский район.
Если резюмировать, то очевиден не самый оптимальный сценарий уборочной кампании. Но ни словом, ни жестом, ни интонацией в голосе руководитель аграрного департамента не показал, что он обеспокоен за итоговый результат. Надеюсь, сохраняют хладнокровие и сельчане, хотя вот им как раз и не позавидуешь — просто ждать невыносимо тяжело.
Напоследок же Виктор Гергерт поделился с журналистами новостью, которая вполне претендует на самое пристальное внимание в течение многих ближайших месяцев:
— Все хорошо знают, — начал Гергерт, — что уже второй год действует областной закон о господдержке сельхозтоваропроизводителей, предусматривающий, в том числе, компенсацию 30 процентов стоимости приобретенной техники. В прошлом году хозяйства области закупили техники на 3 миллиарда рублей, на данный период нынешнего года — уже на 4,5 миллиарда, и не сомневаюсь, что мы достигнем плановых 6 миллиардов рублей. Но вскоре ситуация несколько изменится. В начале 2009 года будет внесено предложение в областной Совет, и если депутаты поддержат нашу инициативу, то с марта 2009 года компенсация за технику снизится до 20 процентов. А высвобожденные деньги мы направим на нужды животноводства. В полеводстве всего за два года произошли без преувеличения прорывные процессы, а животноводству немного не хватает внимания. Нам необходимы новое оборудование на фермах, новые технологии, да и сами помещения нужно строить с учетом современных реалий.
На сегодня предполагаемая сумма господдержки в животноводстве около 250 миллионов рублей. Но подчеркну — пока. Идет разработка правил и перечня адресов поддержки. Как вариант рассматривается и такая мера: если ты, сельхозпредприятие, не достигаешь определенной продуктивности в отрасли животноводства, то вообще лишаешься шансов на любую помощь. Поясню конкретнее. В среднем по области надой на корову за год составит около 3300 килограммов молока. Те же, кто «застрял» на отметке 2000 — 2200 килограммов, вряд ли заслуживают снисхождения и помощи. Я был директором колхоза и понимаю, что такие показатели — результат бардака, безответственности, воровства. Неужели мы можем давать бюджетные деньги таким людям? Тут либо наводить порядок самим, либо менять собственника, который на это способен, а то и совсем убирать дойное стадо. При надоях в 2000 килограммов корова не приносит прибыль, а «поедает» сама себя.
Специально озвучиваю информацию так рано. Тем, у кого серьезные проблемы в животноводстве, есть время что-то исправить. Кто хочет продолжать техническое перевооружение, тоже может поторопиться — до марта, в любом случае размер компенсации останется прежним. Потом мы немного перераспределим денежные потоки, хотя общая сумма господдержки обязательно возрастет по сравнению с нынешним годом.