USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Шаг в сторону от общего потока

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА.
182-30.jpg
182-30.jpg



В основе программы — фрагменты съемок на Международном форуме «Империя. Четыре измерения Андрея Битова», который проходил в музее В.В. Набокова в октябре 2007 года. Каждый из четырех фильмов представляет собой размышления самого писателя о литературе и культуре, высказывания его друзей, критиков, литературоведов, издателей, приехавших из разных стран. Своими воспоминаниями Андрей Битов делится во время экскурсии по местам детства или событий, происходящих в его произведениях. Здесь и посещение памятника «Чижику-Пыжику», и путешествие по Петроградской стороне, и посадка кедра в Ботаническом саду.

В программе принимают участие профессор Борис Аверин, архитектор Александр Великанов, литературоведы Сергей Фомичев и Кира Успенская, издатель Сергей Шевелев, поэт, бард Юз Алешковский, писатели Петр Вайль, Лидия Гладкая, Белла Ахмадулина, Валерий Попов, режиссеры Реваз Габриадзе и Григорий Козлов. Использованы фрагменты литературных произведений Андрея Битова.

В первом фильме «Куда делись все эти дивные лица?» (22 сентября) речь пойдет о судьбе Владимира Набокова, в творческой манере которого Андрей Битов нашел нечто сходное со своими литературными идеями. Писатель также затрагивает тему прошлого, которое наполнено «этими дивными лицами», постепенно переселившимися в его рассказы и романы. Его друзья и коллеги рассказывают о становлении Андрея Битова как писателя, его первых литературных пробах, первых разгромных рецензиях, о сложностях, с которыми он сталкивался из-за своей «абсолютной творческой свободы».

Второй фильм цикла называется «Ленинградский роман» (23 сентября). Это рассказ о перипетиях, связанных с изданием романа Андрея Битова «Пушкинский дом», в котором запечатлено глубокое художественное осмысление российской жизни в постсталинские годы. Первая публикация романа состоялась в 1978 году в США, так как многие отечественные журналы отказались его печатать. Для писателя понятие «Пушкинский дом» имеет широкое и образное значение. «Я никогда не бывал в «Пушкинском доме»-учреждении, — писал Андрей Битов, — и поэтому... все, что написано в романе, — не о нем. Но от имени, от символа я не мог отказаться. Я виноват в этой, как теперь модно говорить, «аллюзии» и бессилен против нее. Могу лишь расширить: и русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия — все это, так или иначе, ПУШКИНСКИЙ ДОМ без его курчавого постояльца...».

В программе, названной по заголовку одного из произведений Андрея Битова «Семь путешествий» (24 сентября), авторы стремятся показать, что его книги — это всегда путешествия. По временам, странам, культурам и по лабиринтам человеческих чувств и поступков. Его писательство — это увлекательный способ познания мира через себя, познание России через другие страны.

В заключительном фильме «Оглашенные» (25 сентября) — рассуждения Андрея Битова о своем поколении, о том, что явилось точкой отсчета для тех, кто родился в 1937 году. Здесь же писатель размышляет о влиянии сталинского и социалистического общества на душу человека, о взаимоотношении людей и природы, истории и культуры, о жизни и смерти.

Также телезрители узнают, что Андрей Битов является автором идеи, заложенной в основу литературно-музыкальной композиции. Она заключается в чтении черновиков самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина (со всеми повторениями, вариантами, изменениями) в сопровождении джаз-квинтета. Сам Битов назвал этот проект «Пушкинским джазом». По его словам, сочетание джаза и стиха — это единственный способ подчеркнуть своеобразие черновиков Пушкина.