USD 109.5782 EUR 116.1410
 

…И незримое становится видимым

Марина ЧЕРТОГОВА. Искусствовед, заместитель директора по научной работе Кемеровского областного музея изобразительных искусств.
182-13.jpg
182-13.jpg



Большие юбилеи всегда хочется отметить как-то особенно — чтобы помнилось. Так появилась идея выставки, на которой представлены не произведения кузбасских художников, как обычно, а портреты самих художников, точнее, фотопортреты. Даже тех, кого уже нет: Василий Селиванов, Вадим Дорофеев, Павел Чернов, Алексей Гордеев, Виктор Зевакин, Виталий Карманов, Николай Шемаров…

Увы, далеко не всех. Многие художники старшего поколения ушли из жизни очень давно. А те ветераны, чьи фотографии вошли в экспозицию, были сняты задолго до выставочного проекта — не должным образом. Поэтому их фотографии — самые ранние в портретном ряду — далеко не самые лучшие. Но переснять никого нельзя — для старых художников они стали последними. Так и вошли в экспозицию выставки. Как документ, свидетельствующий о жизни и после жизни.

Целенаправленно — снова и снова — велись съемки только В. С. Зевакина и Н. М. Шемарова — известных мастеров той славной плеяды. Съемки велись на протяжении нескольких лет, до последних месяцев жизни, когда скорый уход обоих художников был очевиден. Отсюда бесконечные кадры, и каждый удачен — настолько выразительны лица, отражавшие опыт и жизнь души.

Особенно выразительным было лицо Виктора Сергеевича Зевакина. На исходе жизни оно напоминало лики отступников или пророков. Последние фотографии мастера получились настолько выразительными, что могли бы стать экспонатами выставки. Почему бы и нет — подумалось вдруг. Так зародилась идея выставочного проекта.
Однако начало начал относится к концу 1990-х. Тогда я приступила к работе над справочником художников города Кемерово. Для персонального представления художников требовались их фотографии, собрать которые стоило большого труда. По разным причинам: то про фотографию забывали и не приносили, то приносили слабого качества, то она была многолетней давности и художника на ней не узнать... Пришлось фотографировать самой. Другого выхода не было. Так появились мои первые снимки кузбасских художников.

Чем дальше, тем больше. По мере погружения в работу менялось отношение к ней. Необходимость переросла в увлечение, страстное и захватывающее. Открылась очевидная истина: художники не менее интересны, чем их произведения, и сами достойны внимания. Люди искусства неповторимы. Их жизнь наполнена творчеством, непрерывной работой мысли и души. А духовное неизбежно становится видимым. Накладывает свой отпечаток на внешний облик, манеру поведения, среду обитания…

Однако художников знают по их произведениям и почти не знают в лицо. Они не публичные люди и не ведут светскую жизнь. Это затворники собственных мастерских. Друг друга и то видят редко. Чаще на открытии выставок, где собираются все свои, а также те, кто так или иначе связан с миром искусства. Широкая аудитория узнает о художниках из средств массовой информации: телевизионные сюжеты, статьи в периодической печати. Но это, как правило, приурочено к юбилейным датам.

Справедливости ради захотелось изменить ситуацию и открыть новые возможности для популяризации личности мастера, творца и участника художественной истории края. Так сформировалась концепция выставки фотопортретов художников Кузбасса как уникальной возможности познакомиться сразу со всеми и с каждым из них.

Начались фотосъемки. Я ходила по мастерским, удивляя художников неожиданной миссией. Не сразу добивалась желанного результата и часто переснимала. Не хватало профессионального навыка — фотография пусть и давнее увлечение, но не более. Решимость придавала захватившая страсть, перешедшая в чувство долга. Мое общение с художниками длится без малого тридцать лет. За это время открылась их творческая и человеческая незаурядность, они стали близки и по-своему дороги. Все самобытны, порой эксцентричны и очень далеки от общих стандартов. Такими их и хотелось представить.
Неожиданно эта позиция встретила опасения со стороны: а вдруг подобные фотографии не понравятся ни самим художникам, ни зрителям? Все может быть. С другой стороны, художники не модели, чтобы нравиться. Они творцы, думающие не о себе — об искусстве. Должны не нравиться, а впечатлять. И чем ярче индивидуальность художника, тем выразительней его образ. Поэтому неправильность облика не смущает, а лишь усиливает неповторимость. Понятие красоты в обыденном смысле к художникам неприемлемо. Вспоминается известная фотография великой Анны Маньяни с ее словами на ней: «Не скрывайте моих морщин, они мне слишком дорого стоили».

Сегодня фотопортретов более ста. Они одного формата и двух видов: на одних — лица художников, взятые крупным планом, выдающие колорит и характер личности; на других — художники в мастерских, где царит особенный мир, недоступный и непривычный для окружающих. А в целом это групповой портрет художников Кузбасса всех поколений.

За те полвека, что существует Кемеровская организация Союза художников, многое изменилось в ее рядах. Ушли ветераны, и их облик стирается в памяти. Пришли молодые, которые не знают своих предшественников. Многие художники разъехались по городам и весям. Все это естественно и необратимо как движение, которое нельзя повернуть вспять. Но можно остановить на мгновение. Выставка фотопортретов собрала воедино всех, разделенных во времени и пространстве. А главное, оставила их лица для будущих поколений.

По сути, сложилась уникальная коллекция фотопортретов художников Кузбасса с присущей ей цельностью и полнотой. При этом она бесконечна. Ведь лики художников неисчерпаемы, и повториться нельзя. Появляются молодые, а значит — новые лица. Среди художников есть творческие династии и семейные пары, а это возможные аспекты их презентации, причем далеко не единственные. Такая коллекция жизнеспособна, многогранна и вполне самостоятельна. И все-таки будет логично, если она останется в КОМИИ, где самое полное собрание произведений искусства Кузбасса. Фотопортреты художников органично дополнят это собрание и покажут искусство с иного ракурса: история в лицах.