Палочка-выручалочка — фирма «Диас»
— Закупили кабачки в Омском тепличном хозяйстве, — рассказывал Сергей Антольевич. — Только не подумайте, что мы живем и работаем на чужом сырье. У нас свой огромный сад, свое хозяйство, тоже довольно обширное.
Глава муниципального образования Никулинского сельсовета Алексей Осередько говорил, что общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Диас-Сибирь»(головное предприятие находится в Новосибирске) по масштабам своей деятельности ничуть не уступает бывшему Первоновотроицкому производственному участку колхоза «Сибирь», которым, кстати, довольно долго и небезуспешно руководил все тот же Аверьянов. Был он и председателем. Колхоз жил, и только когда его передали в руки омского фермера, который, по слухам, сейчас находится в местах, не столь отдаленных, развалился окончательно и бесповоротно. От огромного, лучшего в районе хозяйства при активном содействии «эффективного собственника» не осталось ровным счетом ничего.
Еще при колхозе Сергей Аверьянов завел небольшой сад, выращивал рябину красную, черноплодную, вишню, смородину, продавал ягоду населению, которое очень охотно ее покупало. Войдя во вкус дела, занялся им основательно, всерьез. Сейчас сад занимает сорок гектаров. Работницы собирают ягоды, морозят, сушат и отправляют их в Новосибирск. Женщины, когда мы повели с ними разговор о их житье-бытье, шутили:
— Новосибирск — город большой. Сколько бы мы ни заготовили ягод, он все съест.
Но это не совсем так. Кое-что остается и на долю окрестных сел, деревень, города Татарска. В последнее время в райцентре регулярно проводятся продовольственные ярмарки продажи продуктов по сниженным ценам: хлеба, колбас, сливочного масла, молока, сметаны. Фирма «Диас», как обычно ее зовут в народе, постоянно является участником ярмарок. Поставляет мороженые ягоды, которые зимой расходятся очень хорошо, другие изделия собственного производства.
— Мы никакой работой не гнушаемся, — говорил хозяин. — Только веники не вяжем. Но это шутка.
У фирмы серьезная производственно-техническая база: три холодильника на сорок тонн, склады. «Диас» серьезно занимается земледелием. В этом году было посеяно полторы тысячи гектаров пшеницы. Сейчас идет ее уборка. Столько же земли в паровом поле. За земельные доли Аверьянов платит зерном.
Осередько еще рассказывал, что, освоив пахотные земли Первоновотроицка, фирма направила свои стопы в Никулино, осваивает земли бывшей центральной усадьбы. Это хорошо. Пашня не должна пустовать, зарастать бурьяном и лесом. Людям нужна работа, которой в Первоновотроицке нет совсем. Что было бы с деревней, если бы на выручку людям не пришел «Диас». Скорее всего уже исчезла бы с карты района, как не стало много других поселений.
Если в цехе работают женщины, то в поле — их мужья. Всего в Татарском отделении «Диаса», экономически вполне самостоятельном, около двух десятков тружеников.
Фирма активно закупает самые разные травы. В первую очередь иван-чай, тысячелистник, лист земляники, чабрец, корень лопуха, которые используются как приправа к индийскому чаю. Именно фасовкой его занимались работницы цеха довольно длительное время, но затем перепрофилировались и перешли на обработку овощей, ягод, фруктов. Тем не менее закупки трав ведут и сейчас.
— В этом году, — рассказывала Лариса Викторовна, — мы закупили более сорока тонн сырой травы. Причем не только у жителей Первоновотроицка, но и в окрестных селах. А это дополнительный и довольно солидный заработок для многих селян.
Механизаторы успешно завершили сенокос. Готовят корма для подворий своих рабочих, а также на продажу. Фирма активно оснащается техникой. Только недавно приобретены в собственность два зерноуборочных комбайна «Енисей-1200», «Кировец», «МТЗ-82». В достатке и сенокосной техники. В хозяйстве отличные механизаторы. Земледельцы и в бывшем орденоносном колхозе «Сибирь» считались лучшими в районе. Теперь тут уже новое поколение, но работать молодежь умеет. Николай Сорокин, Александр Акентьев, Сергей Устинов — ими по праву гордится хозяин фирмы.
— Хлеба у нас нынче неплохие, — доброжелательно рассказывал он. — Хотя дожди старательно обходили нас стороной.
А как с оплатой труда на фирме?
— Меньше пяти тысяч рублей наши работницы не получают, — говорит Аверьянов. — Это что касается цеха переработки. У механизаторов заработки повыше. В страду, в период весеннего сева, уборки — до тридцати тысяч. Общественного питания в поле нет: механизаторы получают деньгами — по сто рублей в сутки. Работницы цеха — по полсотни. Нагрузка у них поменьше, — мимоходом замечает Сергей Аверьянов.
Все говорит за то, что «Диас» будет расти и крепнуть. Хозяин в этом убежден, хотя если брать фирму в целом с ее отделениями, которой командует родной брат Сергея — Александр, то процветание суждено и ей. Занимается она благим делом — служит людям. Значит, наверняка будет жить и работать.