USD 109.5782 EUR 116.1410
 

«Таёжная, озёрная, степная...»

Евгений ПРОКОПОВ. Председатель некоммерческого партнёрства «Сибирское культурное наследие».
177-11.jpg
177-11.jpg



Этот показ — в ряду тех событий, деяний, свершений, которые лучше всяких велеречивых рассуждений о дружбе народов, прямолинейных лозунгов и дежурных призывов демонстрируют истинное положение, всю цветущую сложность взаимопроникновения культур двух народов, веками живущих вместе.

Крепить конкретными делами дружбу и взаимопонимание народов жизненно необходимо. События последних месяцев показали, что Россия возвращается к своей главной исторической роли и предназначению — собиранию вокруг себя тех, с кем многие века жили в мире, дружбе и согласии. Растёт и потребность в узнавании друг друга.

Действительно, когда проходишь по залам и всматриваешься в произведения художников Бурятии, в глазах рябит от звонких имён, громких регалий, разнообразия художественных техник, сюжетов, тем. Причем высокий профессиональный уровень живописной школы виден почти в каждой работе.

Так, народный художник России, член-корреспондент РАХ Д. Н. Дугаров (1933 — 2001) филигранно владел приёмами импрессионистической живописи. Четыре его работы — «Сумерки», «Вечер», «Облачный день», «Закат» — поражают тонкой нюансировкой состояний природы. Интересно сопоставить эти работы с его же более ранней картиной «В селе Максимиха», где то же импрессионистическое богатство оттенков сочетается с элементами сугубо реалистической школы.

Две работы А. И. Батурова (1950 г.р.) «Табун у подножия горы» и «Небо над Байкалом» в своеобразной технике дают обобщённый образ Родины художника. Хотя, мне кажется, его же «Усть-Баргузинский причал» страдает излишней фотографичностью.
Эффектно и философски глубоко (хотя и не без уступки нарочитой экзотичности!) полотно «Сурханбан» народного художника Бурятии И. Г. Налабардина (1933 г.р.).

Особых слов восхищения заслуживает картина народного художника Бурятии М. З. Оленникова (1931 г.р.) «Север Байкала». Ощущение простора, напоённого воздухом и светом, изящные перспективы, изысканная цветовая гамма — всё радует глаз и душу. С тонкой поэтичностью передано чувство сыновнего преклонения перед великим озером Байкалом, мировой жемчужиной, неиссякаемым источником вдохновения художников Бурятии.

Не забыты, впрочем, и другие уголки республики.
По-разному изображают родные края С. Б. Жарков («Горячий ключ»), народный художник России С. Р. Ринчинов («Город мой Удэй» и «Гроза над Баргузином»), Н. П. Пурбуев («Домик в тайге»), заслуженный художник России Г. К. Купцов («Безымянка»), народный художник Бурятии Б. С. Садыков («Улица»), К. И. Сергеев («Вечер»). Каждое из этих полотен словно яркий самоцвет в мозаике, создающей целостную картину того, что подразумевают живописцы под именем «Бурятия».
Некоторые картины интересны не только с изобразительной, пластической стороны, но и своей эмоцией, особенным духовным настроем, находящими отклик в сердце зрителя.

Очаровательна «Вечерняя песня» заслуженного художника России Л. Д. Семёнова, хорош автопортрет С. А. Цоктоева, превосходны натюрморты М. Я. Метёлкиной, С. Н. Батуевой, В. Р. Уризниченко, «Источник» Ю. О. Извекова.

Национально-самобытны и в то же время отстранённо-«психоделичны» «Шёпот времени» и «Птица» заслуженного художника России А. О. Цыбиковой. Образ материнства в «Шёпоте времени» метафоричен и тонок. Приверженность к национальной традиции одухотворяет вечные сюжеты.

То, как нравственные соки родной земли облагораживают даже самые безудержные формалистские поиски, заметно в таких сюрреалистических полотнах, как «Музыка Байкала» заслуженного художника России Ч. Б. Шенхорова, «Экологический джаз-рок» и «Противостояние» заслуженного художника Бурятии В. Г. Поспелова.
Отдельного разговора заслуживают скульпторы Бурятии.

В каждом зале выставки в качестве своеобразного акцента или камертона присутствуют одна-две скульптуры. Диапазон весьма широк. В технике бронзового литья это и величественный «Воин» заслуженного художника России, заслуженного художника Бурятии, члена-корреспондента РАХ А. М. Миронова («прототип» установленного на городской площади большого монумента), и его же «Конь» — олицетворение скрытой мощи во внешней статичности. Это и «Арканщик» Э. Д. Цыденова (1934 — 1984), полный экспрессии и яростного напора.

В технике деревянной скульптуры обращают на себя внимание «Шаман», «Старец», «Воин, натягивающий лук», «Сбивание масла» интересного мастера А. А. Цыденова.

Симпатичны «Рыбак» и «Танцующий охотник» заслуженного художника России Г. Г. Васильева, улыбку вызывает загадочный «Конь» Б. Дылыкова. Творчество этих трёх мастеров подтверждает плодотворность народных бурятских традиций резьбы по дереву.
В графическом разделе выставки следует отметить художника Т. С. Манжеева с его циклом из шести офортов по мотивам произведений Виктора Астафьева. Выделяется эпической добротностью литография народного художника России А. Н. Сахаровской (1927—2005). Высокое мастерство и глубокое проникновение в тему отличают графические работы Б. С. Хумаева по мотивам эпоса «Гэсэр».

Совершенно особняком стоят по своей экзотичности, очевидной духовной наполненности, незаурядным декоративным качествам полотна буддистско-ламаистского обихода: «Лхамо» А. Итыгиловой, «Белая тара» Б. В. Алексеевой, «Калачакра» Б. А. Цыжиповой, «Лхамо» А. А. Андреевой-Ихинировой, «Ямантака» Т. В. Гумпыловой, «Зелёная тара», «Аюша» и «Будда» Э. Г. Буиновой. Завораживают даже таинственные и загадочные названия: «Рай Будды Амитаюс» Г. Ц. Раднаевой; «Хии Морин» А. Х. Цыденова.

Пусть большинству неподготовленных зрителей, далёких от восточных верований и духовных исканий, неясна образная философичность этих работ, но буйноцветье минеральных красок и золота погружают любого в состояние, близкое к трансу-медитации.

В первые дни выставки в её экспозиции были представлены и бурятские мастера, работающие на стыке ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Перстни, серьги, кулоны, цепочки, браслеты, нагрудные женские украшения из серебра, кораллов, камней, бронзы, кожи, золота, малахита, филиграни завораживали и очаровывали.
Имена их авторов — Дашинцыреновых, Жигжитовых и С. Н. Батуевой запомнились ценителям прекрасного.

Представлены были на выставке и такие жанры, как художественная фотография, вышивка, аппликация, батик, эскизы театральных декораций и костюмов. Оригинальны гобелены и композиции с использованием конского волоса работы мастериц Б. Д. Дамбиевой и Т. Н. Тиминой.

...Я был на этой выставке трижды. Когда в свой первый визит вышел из залов почти оглушённый открывшимся мне ярким, многоцветным, доселе незнакомым миром, на крыльце Союза стояли три восточного облика женщины. Я поздоровался. Они спросили дорогу к центру города, к оперному театру. Объяснил. Мы поговорили ещё о чём-то. Стали прощаться. Они почти хором сказали: «Спасибо вам, что пришли на нашу выставку!»

Бог мой, они ещё и благодарили меня! За истинную радость, испытанную мною. Вам спасибо, родные мои!

Фотографии статьи
177-10.jpg
177-09.jpg