С мечтой о выходных
При современных скоростях жизни вообще все меняется очень быстро. Три-четыре года назад если какое-нибудь хозяйство Черепановского района покупало новый трактор или комбайн, то весь район съезжался посмотреть. Это, конечно, слегка утрировано, но суть передает точно. А сегодня первый заместитель главы района, курирующий и аграрный сектор, Геннадий Каракулов и начальник районного сельхозуправления Евгений Лещенко еле поспевают следить за ходом технического перевооружения сельхозпредприятий. Вроде бы 24 новых комбайна было закуплено в этом году, как новые данные поступают — уже 26. А ведь есть еще и тракторы, сеятельные комплексы, кормоуборочная техника. Аграрии района уже закупили новинок на 400 миллионов рублей. Учитывая, что лишь чистая прибыль хозяйств за полугодие составила 108 миллионов рублей, они могут себе это позволить.
И не кажется удивительным, что район, собравший в 2005 году 90 тысяч тонн зерна, нынче рассчитывает уже на 140 тысяч тонн. За короткий срок почти на шесть тысяч гектаров увеличился клин пашни под зерновые культуры, но главное — все восемь хозяйств, находившихся в процедуре банкротства, спасены, там сохранены производство, рабочие места. Активно поддерживаются и более мелкие формы собственности, в управлении сельского хозяйства даже есть специальный человек, занимающийся этими вопросами. Многоукладность аграрной деятельности, обширное техническое перевооружение, расширение посевных площадей — основные «киты», на которых основывается сельская экономика района.
Виктор Желак, как и любой руководитель, за спиной которого сотни людей, не может жить в отрыве от экономических реалий. Нужно думать, как вовремя выплачивать зарплату, покупать новую технику, отдавать кредиты. Но за «голой» цифрой он никогда не забывает и о морально-психологической стороне вопроса, об особенностях жизни на селе, отношениях к людям.
— Что бы ни говорили, — уверен директор, — а отношение к селу кардинально не меняется. Спору нет, жизнь потихоньку улучшается, растет благосостояние сельчан. Те, кто хочет работать, и в деревне живут неплохо. Но пропасть между городом и селом все равно неуклонно расширяется. Поэтому я категорический противник каких-либо дополнительных «накачек», ненужных лозунгов, штурмовщины. Все, что у нас выросло, мы спокойно уберем безо всяких «битв за урожай». Нет смысла гробить людей, которые итак живут непросто. Я работаю в этом хозяйстве с начала 80-х и помню, что у нас планерка, развод на работу начинались в 6 утра. Работали по 18 — 20 часов в сутки. Зачем это сегодня нужно, особенно при таком уровне развития технологий?
Много сейчас говорится о том, что на частных подворьях сокращается количество скота, деревня не хочет этим заниматься. И правильно. Нужно ему на работе создать условия, и финансовые в том числе, чтобы человек пахал, отдавал себя делу. А представьте — отработал комбайнер день в поле, приходит домой, а там еще пять коров, свиньи, птица. Нужно управиться, всех накормить. Когда отдыхать-то?
С Желаком можно спорить, дискутировать, он и сам это любит, но здравое зерно в его словах, несомненно, присутствует. Отношение руководства, микроклимат в коллективе, ясность поставленных задач, то есть психология в чистом виде — значат для наших людей очень многое. Да и в Мильтюшах трудно действовать как-то иначе, ведь кооператив является одним из редких в районе по-настоящему коллективным хозяйством. Здесь нет инвестора и контрольный пакет акций (и свобода принятия любых решений) не сосредоточен в одних руках. Должность директора — выборная, а на общем собрании у каждого пайщика, независимо от размера пая, только один голос. Тут кулаком по столу не ударишь, уровень руководителя, его авторитет, должны быть на высочайшем уровне. Для примера можно привести пенсионеров хозяйства, которым директор безмерно благодарен. К иному, может, и не пошли бы помогать, а эти всегда подстрахуют, помогут во время уборки
— Люди видят, — говорит Виктор Евгеньевич, — что мы работаем честно, думаем о будущем хозяйства, развиваемся. Вот недавно купили «американца» (так Желак называет новый комбайн John Deere. — Прим. В.З.) за 6,5 миллиона рублей, но думали об этом около года — советовались со специалистами, смотрели у других. Пока он себя, конечно, еще не оправдал полностью, но тут опять замешан психологический момент — многие могут себе позволить дорогую технику, и мы тоже можем. Это важно, все идет в «копилку» хозяйства. Кстати, за этот комбайн хочу отдельно поблагодарить начальника областного управления сельского хозяйства Георгия Васильевича Иващенко, благодаря которому машина в кратчайшие сроки была доставлена в хозяйство. Процентов двадцать площади он уберет — уже подспорье весомое. Также купили новую экономичную сушилку, культиватор, трактор — больше 10 миллионов вложили в технику только в этом году.
Остальная нагрузка придется на заслуженных «старичков» «Енисеев», которые, несмотря на возраст, все еще в строю. Перед уборкой закупили на миллион рублей запчастей, так что за эту жатву можно не волноваться. И урожай ожидается неплохой. Благодаря возвращению к применению фунгицидов в этом году, как никогда, высока выполненность зерна. То есть практически нет щуплого зерна, видовая урожайность совпадает с итоговой.
Но убрать хлеб при всей важности миссии — только полдела. Важно обратить урожай в пользу хозяйству, реализовать с максимальной выгодой. Поэтому несколько КамАЗов- длинномеров с алтайскими номерами на зерновом току совсем не удивляют. Сложно директору быть патриотом, когда за тонну ячменя алтайцы дают на 800 рублей больше, чем земляки. Интересы хозяйства — на первом месте. У южных соседей и молоко принимают на 2—3 рубля дороже, чем у нас. Такая история!
Выгода выгодой, а этот год «Мильтюшихинское», без сомнения, закончит с прибылью, — но Виктор Желак не был бы собой, если бы говорил только о деньгах и результатах. Люди и их судьбы остаются приоритетом для директора-философа:
— Часто слышу мнение, что деревня деградирует, люди работать не хотят. У нас в Мильтюшах я этого не ощущаю, во время уборки вообще рвутся в поле, хоть останавливай. Другое дело, что в аграрном секторе по-прежнему низка эффективность работы, людям трудно дать полную круглогодичную занятость, разве что в животноводстве, недостаточно высока оплата труда. Но мы все растем — медленно, порой в муках, но движемся вперед. И я мечтаю дожить до того времени, когда в разгар уборки смогу сказать своим механизаторам: «Впереди выходные, отдыхайте, а с понедельника продолжим».
Не уверен до конца, что Виктор Евгеньевич сумеет осуществить свою мечту, но замечательно, что она просто существует. Есть к чему стремиться и помнить, что капля и не такие камни точит.