Ода жизни Галины Пхалаговой
А это серьезная заявка на то, что наша землячка может войти в историю мирового наивного искусства. (Слово «наив» появилось в русском языке в начале XIX века от французского «naif», которое в свою очередь образовано от латинского «nativus» — природный, естественный. — Прим. авт.). И в ряду таких мэтров, как художник-самородок из Кузбасса Иван Селиванов, лидер наивного искусства из Хорватии Иван Генералич, американская художница-любительница Анна Модес, украинская народная художница Мария Примаченко, появится имя Галины Пхалаговой из Новосибирска.
Одноименная работа, давшая название персональной выставке, знаковое произведение художницы, наивысшая на сегодняшний день вершина ее творчества. «Азбука любви» Галины Пхалаговой экспонировалась в 2007 году на международной выставке наивного искусства в Москве «ФЕСТНАИВ», получила высокую оценку, была отмечена дипломом и вошла в каталог выставки. Государственный музей наивного искусства России выразил желание приобрести эту работу, но Галина Николаевна оставила ее в своей коллекции.
Здесь все дышит любовью, семейным счастьем, радостью, покоем, умиротворением. Гуляют женщины с детьми на руках. По проселочной дороге лошадка везет мужиков в телеге. Мальчишки рыбачат на озере, где плавают утки и выгибают длинные шеи белоснежные гуси. Созрели румяные яблоки на ветках. Дедок сидит на крылечке. Будка с собакой, курочки во дворе. Сюжет соткан из картинок, подмеченных зорким глазом художника. Вот гуляют влюбленные парочки. Удалые народные пляски под гармошку. Играют дети. Необычайно красивы березки с зеленой кроной из тесьмы! Деревенская улица, домики с разноцветными крышами. Легкие кудрявые облака плывут в голубом небе. Белая церковь с золотыми куполами. Богатейшая цветовая гамма! А в доме, что на переднем плане, распахнута перед зрителем комната, где сидит за швейной машинкой женщина — символическая фигура мастера.
На диптихе «Любимый праздник» новогоднее веселье: народные пляски под гармошку, катание на лошади, наряженная елка на снегу. Дома, солнце, храм. Сиреневое небо — искусно закрученные шелковые кусочки ткани. Снег — объемные белые шарики-пуфики, их десятки, сотни, один к одному пришитые к основе картины — плотной ткани. Детали выделаны искусно, как художник прописывает деталь картины. Фигуры людей объемные, как элементы скульптуры: пальто, шубка, шарфик, валенки, гармошка — все «по-настоящему».
Лица на рукотворных картинах добрые. Они излучают свет. Люди радуются солнцу, зимнему морозному деньку, обильному урожаю на полях и огородах. Жизнеутверждающие работы. От них веет теплом домашнего очага, милыми радостями простой повседневной жизни. Но за кажущейся простотой — целая философия, которую проповедует своим творчеством Галина Пхалагова: жить на Земле не разрушая, а трудясь и радуясь каждому мгновению, с покоем в душе и радостью. «Ведь так прекрасен мир, посмотрите, люди!» — говорит она своим творчеством. Необычайная атмосфера уюта исходит от картин. И ценность бытия, вот она: в саду поспели яблоки, взошло ясное солнышко, тихо струится вода в реке, светятся купола храма.
Полотно «Год Семьи» Галина Николаевна постаралась завершить к открытию персональной выставки. Три недели работала не покладая рук. Но не потому, что 2008 год объявлен в России годом Семьи — тема семьи основная в ее творчестве. Сложная композиция состоит из трех частей: зима, лето и «картина в картине» — узнаваемый прием Пхалаговой — комната с домочадцами. 20 фигурок-кукол на полотне! Здесь есть все: домики, лошадка на заснеженной дороге с ездоком, юный лыжник. Дети лепят с отцом снежную бабу. Течет синяя речка, растут на пригорках красавицы-березки. Мама гуляет с младенцем на руках, папа играет с сыном. Дочка нарвала букет ромашек. Цветы в траве. А в доме уютно расположилось большое семейство. И над всем этим семейным счастьем светит сверху солнце. И плывут облака, похожие на зверюшек. И непременный купол храма виднеется вдалеке. Объемно, выпукло. Изящно и стильно. Настоящее произведение искусства, созданное вдохновенной рукой мастера.
Картины Галины Пхалаговой большие и… тяжелые. Одна из ранних работ, «Райский уголок», размером два на полтора метра, сделанная из особым образом свернутых кусочков ткани в виде треугольничков-фестонов, весит 8 килограммов! Каждый «мазок», из которых состоят ее картины, кукольные элементы пришиваются вручную иголкой. Труд титанический! Чтобы создать такую работу, требуется порой несколько месяцев. Темы картин подсказывает жизнь, сюжет рисует воображение, и он стоит перед ее внутренним зрением. Эскизов художница не делает, намечает фломастером только главные линии. А далее — талант, вдохновение, усердие и желание нести людям радость дают жизнь очередному «материальному» шедевру. И это не восторженное субъективное восприятие журналиста. «Произведения Галины Пхалаговой, — говорит старший научный сотрудник Новосибирского государственного художественного музея Надежда Мельникова, — сделанные по всем законам живописи, по технике исполнения и по замыслу композиции вполне можно отнести к новому жанру — материальной картине. А саму художницу — к основоположникам материальной живописи. Существуют уже вышитые, вязаные и тканые картины. И мы рады открытию еще одного вида декоративно-прикладного искусства».
А началось все с кукол в начале 90-х годов. Она дарила их друзьям и детям. Поначалу они были маленькими, с опытом пришло желание усложнить мягкую скульптуру. Появляются куклы — прообразы людей, со своими характерами, чудинками. Хобби постепенно перерастало в дело всей жизни. В 1995 году пришла идея делать картины из ткани и оживлять композицию объемными фигурами кукол, вводя их в сюжет. Технику, основоположником которой ее сегодня признают специалисты, она создавала по наитию. Пуфики — ватные шарики, обтянутые тканью, треугольники-фестоны — тогда она даже таких названий не слышала, признается Галина Николаевна. Первые же городские выставки декоративно-прикладного творчества, в которых она принимала участие, принесли успех. Яркую индивидуальность начинающего мастера сразу же заметили сотрудники областного Дома народного творчества. Она становится постоянным участником областных, региональных выставок. Проходят ее персональные выставки в краеведческом музее Новосибирска, в Доме ученых ВАСХНИЛа, в районах Новосибирской области. В 1998 году за работу «Русское поле» Галина Пхалагова получает свой первый диплом «Сибирской ярмарки» на международной выставке «Квилт-фестиваль».
Она работает мощно и сильно, совершенствует технику, создает внушительную коллекцию работ. Участвует во всероссийском фестивале декоративно-прикладного искусства в Иваново. Композиции усложняются. Талант и жизненная мудрость позволяют создавать колоритные по сюжету и технике исполнения полотна. Так появились «Мир дому сему», «На земле Сибирской» и многие другие. Интересное панно «Солнце играет. Подготовка к празднованию Пасхи». Семь маленьких картин объединены центральным образом животворящего солнца. 40 кукол сшито для этого панно! Четыре месяца работы. Вглядываюсь в одну из картинок. Батюшки, это же самогонный аппарат на печке! И довольные мужики! Есть в сюжете и застолье, и пляски, и базар шумит праздничный, и, конечно, символ веры — храм. Бытовой портрет общества, жанровые сценки, отклик художника на волнующие темы — в ее работах. Искусствовед художественного музея Александр Клушин отмечает: «Ковры-картины Галины Пхалаговой уютные, теплые. Чувствуешь интеллигентность автора. В них много юмора, но без подковырок. Она улыбается, но не высмеивает. Все мило, по-доброму. Они возвышают душу. Это великое искусство — выразить глубокую любовь к человеку».
Из отзывов посетителей выставки: «Это настоящая ода простой человеческой жизни. Потрясающее трудолюбие. Очень уютные работы. Необычно, ярко, празднично. Ваше искусство радует, поднимает настроение, вызывает сразу добрую улыбку. Абсолютно потрясающая выставка, ничего подобного раньше не видел, столько ПОЗИТИВА!!! Очень изысканно. Ходим, переполненные положительными эмоциями. Сердечное спасибо».
Любопытно, и это подметили гости на открытии выставки — новосибирские мастера клуба лоскутного шитья «Русский квадрат» Раиса Маркова, Ольга Карипанова и Алиса Дьячкова — картины сделаны так, что создается впечатление, словно ты смотришь сверху, взлетел в воздух и паришь над селом, над домиками и полями, речками. Художник как бы приподнимает нас над простой этой действительностью, и ты видишь панорамно, охватываешь взглядом сразу весь сюжет. И понимаешь, это и есть то самое главное, что прибудет с человеком во веки веков — дом, семья, вера, любовь, труд.
Она до сих пор летает во сне. Детям говорят: растешь. А художнику? Ярослав Смеляков в стихотворении, посвященном Нико Пиросмани, сказал о гении наивного искусства: помесь мудрости и детства. Очевидно, при таком сплаве художники-самоучки, вышедшие из недр народных, без академической школы, создают произведения, не уступающие образцам профессионального творчества.